Али Бабаджан, основатель правящей в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) и бывший вице-премьер, отвечающий за экономику, упорно работает со своей командой, чтобы начать новую политическую партию в декабре и хочет представлять широкую часть общества.
Бабаджан и бывший президент Турции Абдуллах Гюль не хотят, чтобы новая партия была идентифицирована как правая или левая, а заняла центральное место и включила фигуры с обеих сторон политического разрыва среди её основателей.
Новое движение также хочет, чтобы женщины заняли прочное место в её организации. Я думаю, что он должен установить 50%-ую квоту для женщин с самого начала. Политическое движение, в котором женщины не представлены достаточно широко, вряд ли будет иметь успех.
Насколько я понимаю, вопреки утверждениям проправительственных СМИ, команда Бабаджана не делала никаких предложений старшим членам ПСР. Я думаю, что они должны держаться подальше от ПСР, насколько это возможно, потому что это не просто политики ПСР, которых вы впускаете, когда открываете дверь, они также принесут с собой все проблемы правящей партии, в частности коррупцию и незаконность.
Учитывая экономический успех Бабаджана во время пребывания в правительстве, некоторые могут ожидать, что его первым фокусом будет хрупкая экономика. Но первой целью новой партии должно стать восстановление справедливости и свободы слова.
Основная команда движения согласилась с тем, что сильная экономическая система не может быть создана и не может привлекать иностранный капитал без здоровой и независимой судебной системы. Бывший министр юстиции Садулла Эргин, профессор права Осман Джан и ряд других учёных работают над всеобъемлющим пакетом судебной реформы для новой партии. Эргин, который эффективно выполнял свой долг во время переговоров о вступлении Турции в Европейский Союз, заслужил уважение институтов и представителей блока.
Люди, которые живут в Турции или занимаются турецкой политикой, признают, что независимость судебной системы уже рухнула. Об этом свидетельствуют решения судей по делам американского пастора Эндрю Брансона и немецко-турецкого журналиста Дениза Юджеля, которые были освобождены в результате политических сделок. Судьи являются частью цепочки командования президента Реджепа Тайипа Эрдогана.
Даже некоторые сторонники ПСР признают, что некоторые приговоры выносятся в результате взяточничества. В такой атмосфере никто не может инвестировать в Турцию с уверенностью.
Вторая тема — свобода слова. Бабаджан в беседе со своими друзьями говорит, что главной причиной нынешних проблем Турции является давление на свободу слова. Её ограничение мешает средствам массовой информации правильно информировать общественность о действиях правительства. Люди, которые не имеют достоверной информации, не могут сделать фактический выбор перед урной для голосования.
Давление на свободу слова и приравнивание любой критики к измене контрпродуктивно. Министры и бюрократы вместо того, чтобы говорить правду, просто говорят то, что делает Эрдогана и его ближайшее окружение счастливыми. Они не хотят пересекать линию, проведённую президентом. В результате институты рушатся, а заслуги становятся неуместными.
Первая цель новой партии должна заключаться в обеспечении институционализации на основе заслуг и способностей.
Все, кто не входит в правительство, согласны с необходимостью перемен. По мнению Бабаджана, необходимо полностью обновить систему правосудия, проложить путь для критического мышления и укрепить институты. Для этого, по его мнению, необходимо провести капитальный ремонт системы образования.
Некоторые сомневаются в новой партии и думают, что это будет продолжение или повторение ПСР, и это естественно. Но я считаю, что эта команда, представляющая городскую и образованную часть консервативного общества, очень хорошо знает, как единоличное правление и расхождение с демократическими принципами превратили страну в ад. Бабаджан рассматривает религию как вопрос личного выбора и стремится удалить религию из области политики.
По этой причине он стремится появляться на публике с людьми, которые представляют всех в обществе, а не только с видными деятелями, работающими с ним прямо сейчас. Я также напишу о взглядах новой партии на курдский вопрос, но так же, как основная оппозиционная Республиканская народная партия (РНП) переориентировалась на этот вопрос, движение Бабаджана также заявит о себе в пользу мирного решения самой большой проблемы страны.
Выход Турции из этих тёмных дней может быть не за горами. Ценность демократии понимается через опыт и расплату за него. Турция переживает этот период.