Стивен Старр пишет, что бывший вице-премьер Турции по экономике Али Бабаджан может представлять серьёзную угрозу президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану и его правящей исламистской Партии справедливости и развития (ПСР).
В своей статье для Arab Weekly Старр напоминает, что один из основателей ПСР, Бабаджан ушёл из партии в начале этого месяца, сославшись на разногласия по ключевым вопросам политики, последний признак раскола внутри исламистской партии. Бывший главный переговорщик по вступлению в ЕС также сказал, что он будет стремиться начать отдельное политическое движение с новыми союзниками, которые имеют новое видение Турции.
Уход Бабаджана происходит на фоне сообщений о растущем недовольстве президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом в ПСР, которая управляет Турцией в течение 17 лет, отмечает автор.
В статье говорится, что Бабаджан, которого хвалят за успешное управление экономикой Турции в течение первого десятилетия правления ПСР, выделяется как ведущий соперник против Эрдогана, наряду с бывшим президентом Абдуллахом Гюлем и бывшим премьер-министром Ахметом Давутоглу.
Бабаджан отличается от других бывших союзников Эрдогана Гюля и Давутоглу, добавляет Старр, тем, что он использовал свою отставку в качестве платформы, с которой можно напрямую говорить с турками, и его заявление было непримиримым.
Турецкий президент поспешил огорошить Бабаджана своим решением, обвинив его в расколе уммы (мусульманской общины).
Объявление Бабаджана произошло всего через несколько недель после потери ПСР Стамбула и через два дня после увольнения главы Центрального банка страны, указывает обозреватель, подчеркнув, что руководство Бабаджана страной в одну из самых быстрорастущих экономик в мире сыграло важную роль в широкой поддержке ПСР среди турок в 2000-ых годах.
Именно этот угол — экономический спаситель — может позволить Бабаджану привлечь турок через новую политическую партию, отмечает Старр.
Напомним, что экономика Турции вышла из рецессии в первом квартале этого года с ростом на 1,3% за три месяца до марта. Экономика страны погрузилась в рецессию после того, как валютный кризис отправил лиру к рекордным минимумам в августе. С тех пор правительство стремится стимулировать экономическое возрождение с помощью снижения налогов и дешёвых кредитов от государственных банков.
«Эрдоган в стороне, основные игроки, стоящие за оригинальным движением ПСР — ушли. Добавьте к этому рецессию, увольнение главы Центрального банка и позорную потерю мэрии Стамбула, и становится всё более ясно, что трудности, с которыми сталкивается ПСР, растут», — пишет журналист.
По мере того, как вызовы Эрдогану, последним из которых является исключение Турции из программы F-35, начинают накапливаться, он всё больше осознаёт угрозу, которую представляют для него такие, как Бабаджан и Давутоглу, заключает автор.