Financial Times пишет, что два бывших союзника президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, настроенные на запуск конкурирующих партий, обеспокоены тем, что они видят в его все более репрессивной тактике в отношении оппонентов, экономическом бесхозяйственности, пренебрежении к верховенству закона и явном нежелании менять курс.
Бывший премьер-министр Ахмет Давутоглу, ушедший в отставку из правящей Партии справедливости и развития (ПСР) в начале этого месяца, и бывший министр экономики Али Бабаджан, который имеет поддержку члена-основателя ПСР и бывшего президента Абдуллаха Гюля, как ожидается, откроют свои новые объединения до конца года.
«Раскол важен не только для беспрецедентного разрыва, который он будет представлять в рядах ПСР, но и для потенциального ущерба, который он может нанести 17-летнему господству господина Эрдогана на национальной политической сцене», — сказала турецкий корреспондент FT Лаура Питель. Она также добавила, что любая потеря поддержки в стране, разделённой на почти равные лагеря сторонников и противников Эрдогана, может изменить политический ландшафт.
«Каждый голос, который они могут собрать, может изменить баланс сил. По этой причине эти новые партии являются наиболее важной динамикой в турецкой политике», — сказал FT турецкий социолог Ибрагим Услу.
Бывшие чиновники заявили, что недовольство среди лидеров ПСР возросло после массовой чистки правительства после неудачного переворота 2016 года, назначения в прошлом году зятя Эрдогана Берата Албайрака министром финансов и казначейства и взятия Эрдоганом под контроль системы, которая концентрирует власть в его руках.
Поражение ПСР на местных выборах в этом году убедило недовольных действовать, по словам Питель. Кроме того, Давутоглу и Бабаджан нацелены на разные аудитории.
Айше Аята, профессор политологии в Ближневосточном техническом университете Анкары, сказала FT, что Давутоглу надеется обратиться к консервативным туркам, в то время как Бабаджан стремится достичь глобализованной ПСР и турецкой буржуазии.
Бабаджан, который, по мнению аналитиков, имеет больше шансов на успех, сопротивлялся попыткам Давутоглу объединить свои силы, считает Питель.
«Бывший министр экономики рассматривается как хранитель хороших времен в стране», — указала Питель, в то время как Давутоглу связан с интервенционистским подходом Турции к войне в Сирии, которая привела к тому, что миллионы беженцев бежали в Турцию.
Ожидается, что новые партии будут созданы в ближайшее время, хотя в Турции выборы не запланированы до 2023 года. «Тем не менее, в стране, которая провела 14 выборов или референдумов за последние 12 лет, некоторым трудно поверить, что до следующих остаётся целых четыре года», — отметила Питель.
Аналитики сомневаются, что новые партии смогут выиграть президентские выборы, но они могут выступить в качестве законодателей, возможно, помогая новому мэру Стамбула Экрему Имамоглу занять высший пост.
«Если Бабаджан получит 10%, мы получим только 35%, и Имамоглу станет президентом», — сказал FT представитель ПСР.