«Программе новой экономики Турции не хватает последовательности и доверия»

| Ahval 383

После значительных потерь турецкого правительства на выборах мэра 31 марта под угрозой оказалось будущее министра финансов и казначейства Берата Албайрака, зятя президента Реджепа Тайипа Эрдогана.

Тем не менее, наблюдая, как он представляет новую экономическую программу Турции 2020-2022 (НЭП-20/22), мы теперь знаем, что ему суждено сохранить своё место.

Речь Альбайрака устраняет дебаты по поводу грандиозных перестановок в кабинете министров в рамках ПСР, несмотря на растущее общественное недовольство тем, как правительство управляет экономикой. Мы также можем сделать вывод, что Эрдоган намерен поддерживать и ужесточать свою монетарную и фискальную политику.

В соответствии с объявленной программой было интересно посмотреть, как дуэт Эрдоган-Албайрак планирует продолжать уделять приоритетное внимание росту, а не решать другие тревожные вопросы в экономике.

Тем не менее, было значительное расхождение между прежней оценкой экономического роста НЭПа на 2019 год в размере 2,3% и её пересмотром до 0,5%. События этого года наглядно показали, как рухнул внутренний спрос в Турции, заставив правительство действовать.

Но самый интересный прогноз в программе — это достижение 5%-го роста ВВП в 2020 году и сохранение его на этом уровне в течение трёх лет.

Конечно, влияние базового года и стабильная турецкая лира открыли путь для положительного годового экономического роста в последнем квартале 2019 года, но всё ещё продолжающееся восстановление далеко от старта скачка, который необходим для среднего роста на 5% в следующем году, как подтверждают последние экономические данные.

Альбайрак объясняет, что цель роста в следующем году будет достигнута при снижении процентных ставок, что оживит капитальные вложения и подстегнёт потребительский спрос. Экономика также будет расширяться с помощью инвестиций фонда благосостояния Турции и более высокого банковского кредитования теперь, когда балансы банков якобы были очищены, как утверждает Албайрак.

И всё же главным козырем в рукаве Албайрака, похоже, являются государственные расходы.

Несмотря на то, что правительство использует ресурсы Центрального банка для финансирования расходов, а именно в середине года переводит чрезвычайные резервные фонды банка в бюджет, дефицит бюджета на конец года составит 125 млрд лир (22 млрд долларов) против официальной оценки в 80 млрд лир. Таким образом, соотношение дефицита центрального бюджета к ВВП увеличится до 2,9%, согласно НЭПу, по сравнению с 1,8% цели, установленной законом «О бюджете» в прошлом году. В то время как Албайрак утверждает, что растущий дефицит обусловлен более низкими налоговыми доходами в сокращающейся экономике, мы знаем, что он имеет свои корни в основном в поддержании расходов на уровне двойной инфляции, в то время как рост доходов был меньше половины инфляции.

Этот год был мрачным с точки зрения падения спроса. Правительство сильно увеличило расходы, чтобы помочь развернуть экономику. В то время как ПСР, возможно, переборщила, на фронте расходов, было бы безопасно предположить, что она попытается обуздать уровень ухудшения, зная, что финансовая дисциплина была главным якорем турецкой экономики с момента истечения кредитного соглашения МВФ в 2008 году.

Тем не менее, для 2020 года НЭП сохраняет соотношение бюджетного дефицита к ВВП постоянным на уровне 2,9$. Если желаемый 5$-ый рост ВВП в 2020 году будет обеспечен за счёт роста инвестиций в реальный сектор, как утверждает Албайрак, то правительство должно стремиться снизить соотношение дефицита центрального бюджета к ВВП в год роста, чтобы сохранить финансовую устойчивость якоря. В отличие от риторики Албайрака, включённой в угоду общественности, Эрдоган стремится сохранить устойчивый рост за счёт дальнейшего использования государственных ресурсов в следующем году.

Мотивацией правительства для сохранения высоких расходов может быть либо подготовка к возможным досрочным выборам, — которые, по некоторым предположениям, пройдут к концу 2020 года, либо искренняя попытка вывести Турцию из рецессии скорее раньше, чем позже. Потому что то, что мы знаем из прошлых данных, заключается в том, что рост ВВП на 5% невозможен, если он не сопровождается интенсивным притоком внешних средств в Турцию, чего не произошло в недавнем прошлом.

План Эрдогана провести игру до тех пор, пока экономический рост не достигнет 5%, может оказаться опасным экспериментом. Если желаемые темпы роста ВВП не будут достигнуты к концу следующего года или через год после этого, отношение бюджетного дефицита к ВВП может оказаться ещё выше.

Переходя к другим деталям программы, самое забавное предположение касается прогнозов правительства по сальдо текущего счёта. Предполагая, что 5%-ый рост ВВП будет обеспечен каким-то образом в течение следующих трёх лет, будет невозможно сохранить текущий счёт Турции в виртуальном балансе, учитывая зависимость экономики от импортных товаров-посредников.

Даже если правительство ПСР преуспеет в структурном преобразовании производственных методов Турции посредством столь необходимых реформ, такая трансформация не может быть достигнута за такой короткий промежуток времени.

В то время как 2020 год вполне может стать годом экономического роста, основанного на растянутых государственных расходах и подавленном внешнем финансировании, цель правительства по поддержанию отношения дефицита текущего счёта к ВВП в диапазоне от нуля до 1,2% ВВП является проигрышной причиной, если рост предполагается на уровне 5% в течение следующих трёх лет.

Исходя из прогнозов правительства по инфляции, также очень маловероятно, что инфляция потребительских цен окажется ниже 5% к 2022 году или даже на уровне 8,5% к концу 2020 года, как предполагает правительство. ПСР будет продолжать толкать расходы, повышение цен и, возможно, повышение налогов, чтобы генерировать финансовые ресурсы, которые ей понадобятся.

Гордо и самоуверенно объявленный Албайраком план действий в экономике вызвал мало восторгов со стороны экономистов. Экономический рост на 5% в следующем году может прийти только с большими государственными расходами. А когда есть рост на таких уровнях, то снизить инфляцию до 8,5% и удержать дефицит текущего счёта на уровне 1,5% ВВП нереально.

НЭП-20/22 Албайрака не имеет последовательности и доверия, поскольку государственные расходы обязательно будут расти дальше в 2020 году, поскольку правительство продолжает пытаться стимулировать экономику с помощью различных мер. Такие шаги, безусловно, повлияют на фискальные цели, инфляцию и баланс текущего счёта.

Возможно, самая неудачная часть выступления Албайрака на этой неделе, заключалась в том, как он, имея в виду Эрдогана, выделил строительную промышленность в качестве лекарства от очень высокого уровня безработицы в Турции.

В последние годы правительство довело темпы роста в строительной отрасли до поразительных масштабов, усугубив экономические диспропорции в стране и увеличив задолженность частного сектора. Растущая куча проблемных кредитов сейчас находится в центре проблем в банковской сфере.

Когда речь заходит о финансовой отрасли, правительство будет продолжать поручать государственным банкам, поддерживать экономический рост с помощью таких мер, как дешёвое кредитование, потому что в целом сектор будет продолжать бороться с высоким уровнем неработающих кредитов, сокращая новые кредиты.

Короче говоря, общие макроэкономические перспективы Турции связаны с плохими показателями роста и плохим качеством роста, а не с мечтой о надёжном расширении в течение следующих трёх лет.

Гюльдем Атабай