Правящая в Турции Партия справедливости и развития (ПСР) и её партнёр, ультраправая Партия националистического движения (ПНД), стремятся принять закон, который распространит проверку биографий и безопасности на людей, впервые поступающих на государственную службу, несмотря на решение Высшего суда страны в пользу исключения таких обязательств из закона.
После неудавшейся попытки государственного переворота в 2016 году в закон была внесена поправка, обязывающая потенциальных сотрудников проходить проверку безопасности без детализации того, как будут проводиться расследования и связанные с ними исследования.
Конституционный суд Турции в ноябре вынес постановление с требованием отменить обязательные проверки безопасности, заявив, что это нарушает основные права и свободы, после того как более 100 законодателей от главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) обратились с просьбой отменить закон.
Однако в настоящее время правительство настаивает на принятии его расширенной версии.
В предложении, одобренном парламентской Комиссией по внутренним делам, говорится, что проверки биографических данных будут распространяться на супругов новых государственных служащих и родственников первой степени, а также на их родителей.
Лица, поступающие в военные училища, полицейские колледжи и офицерские средние школы в возрасте от 14 до 18 лет, будут подвергнуты проверке на предмет безопасности. Их родственники первой степени также будут допрошены.
Некоторые опасаются, что ретроспективные исследования и проверки безопасности могут проложить путь к занесению людей в чёрный список за их действия до наступления возраста уголовной ответственности и что против членов их семей или супругов могут быть выдвинуты ретроактивные обвинения.
В ходе расследования, начатого на прошлой неделе в южной провинции Адана, 17 человек были задержаны на том основании, что они бросали камни в полицейскую машину во время акции протеста в 2011 году, когда им было всего от 10 до 14 лет, и 12 из них были арестованы по обвинению в пособничестве террористической организации.
Несколько членов НРП в западной провинции Измир были задержаны недавно по аналогичному делу в связи с расследованием по их твитам, отправленных 10 лет назад, когда они были несовершеннолетними.
Заместитель министра внутренних дел Мехмет Эрсой заявил, что проверка биографии и безопасности имеет жизненно важное значение для контроля потенциальных сотрудников и предотвращения нарушения прав курсантов. Он сказал, что это более справедливая практика проводить проверки безопасности до поступления, а не после их окончания.
Однако НРП отклонила законопроект как попытку ПСР сформировать лояльные ей силы безопасности. Депутат парламента Стамбула от НРП Эрдоган Топрак заявил, что предложенный закон был разработан «для того, чтобы запретить всем тем, кто не лоялен правительству, служить в армии, полиции или государстве».
«Кроме того, нет никакой гарантии, что комиссия, ответственная за проведение расследований безопасности и архивных проверок, не примет произвольных или политических решений. Каковы критерии надёжности для этих членов комиссии, которые будут принимать решения о будущем молодых людей и будут иметь полномочия эффективно предотвращать их вербовку в государственный или частный сектор? <...> Это шаг, который заставит всё общество сомневаться друг в друге, доносить и делать свою жизнь несчастной из-за ложных сообщений. Это практика, характерная для авторитарных и деспотических режимов», — сказал Топрак.
Он добавил, что правительство даже не «побрезговало» прочитать постановление Конституционного суда, в котором говорится, что получение, запись и использование информации о частной, профессиональной и общественной жизни человека подразумевает ограничение права на неприкосновенность частной жизни, добавив, что опасения усугубляются неясным определением того, как будут проводиться расследования и связанные с ними архивные исследования.
Кроме того, ПСР президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана также подверглась критике за усилия по расширению рядов и полномочий местных стражей порядка после попытки государственного переворота. Дальнейшее вооружение и расширение возможностей сил вызвало опасения, что группировка будет использована для усиления авторитарного руководства турецкого лидера. Политические противники Эрдогана изображают эту инициативу как попытку сформировать новую и лояльную военизированную силу.