Обзор арабских СМИ: Турция наращивает военное присутствие в Иракском Курдистане

| Ahval

Турция уверенно взяла в свои руки инициативу в ходе конфликта с курдскими силами, связанными с Рабочей партией Курдистана (РПК), в то время как заявления Анкары свидетельствуют о твёрдой решимости расширить военные операции с северо-западного сирийского района Африн до севера Сирии и Ирака.

Заголовки СМИ последних недель пестрели сообщениями о Телль-Рифаате и Манбидже на севере Сирии, а также Синджаре и горах Кандиль на севере Ирака, каждый из которых является потенциальной целью расширяющейся операции турецких военных против РПК.

Местные источники сообщили об активизации действий турецких военных в Сидакане - районе на севере Ирака недалеко от подножия гор Кандиль, который имеет стратегически важное значение для РПК.

Турецкие военные создали три новые базы в районах Кани Раш и Хакурк в Иракском Курдистане, сообщил в четверг новостной сайт New Arab.

По его данным, уже ведётся работа по созданию инфраструктуры в районе новых баз, и на данный момент завершено строительство дороги протяжённостью 13 километров. Также было налажено сотрудничество с местными жителями с целью возделывания земель под турецким контролем.

Силы Турции присутствуют в Иракском Курдистане с середины 1990-х годов, и с 1998 года в столице Эрбиль, Сулеймании и других городах было развернуто около 2 тыс. сотрудников спецслужб. Сотрудничество с Региональным курдским правительством (РКП), по сообщениям, включает в себя подготовку Турцией местных бойцов, известных как пешмерга.

Однако отношения с центральным правительством Ирака пострадали в результате продолжающегося присутствия Турции в Башике, к востоку от Мосула, где турецкие военные создали базу во время борьбы с боевиками ИГИЛ (запрещена в РФ). Турецкое правительство решило продлить работу базы ещё на один год, несмотря на успешное завершение поставленных задач.

Пару недель назад напряжённость усилилась в результате угроз со стороны Турции напасть на бойцов РПК в иракско-курдском городе недалеко от турецкой границы - Синджаре. На прошлой неделе Анкара продолжала угрожать, несмотря на объявление РПК о том, что они выходят из этого района.

В ответ Багдад решительно выступил против любого вторжения со стороны Турции. Однако в сообщениях арабских СМИ отмечается, что обе стороны тайно ведут более дипломатичный диалог.

Турция приостановила свои планы по проведению бомбовых ударов по Синджару после того, как в прошлый вторник вечером она достигла предварительного соглашения с Ираком, сообщила иракская газета Al-Mashriq.

На следующий день в среду вице-президент Ирака Айад Аллави нанёс неожиданный визит в Турцию, в ходе которого стороны обсудили вопрос Синджара, отмечает Al-Mashriq.

Помимо всего прочего не следует забывать и о ещё двух потенциальных целях турецких военных - Телль-Рифаате и Манбидже, расположенном к востоку от Африна на северо-западе Сирии.

После победы Турции в Африне курдские войска начали сдавать свои позиции в этих районах. Группы, связанные с Отрядами народной самообороны (YPG), являющимися ответвлением РПК, взяли под свой контроль оба района после победы над ИГИЛ в 2016 году.

В Телль-Рифаате две недели назад прошли акции протеста, с участием турецких союзников - бойцов Сирийской свободной армии (ССА), участники которой призывали Турцию продлить операцию «Оливковая ветвь» и захватить город.

Между тем на этой неделе портал Northern Syria Observer опубликовал интервью с беженцами из Телль-Рифаата, поддержавших призыв демонстрантов. По словам беженцев, они оказались в числе 250 тыс. человек, живущих в лагерях, после того, как два года назад YPG вынудили их покинуть свои дома в Телль-Рифаате и других деревнях в этом районе.

«Нам обещали, что мы сможем вернуться в наши дома после операции "Щит Евфрата". Но это лишь пустые обещания, и ничего не изменилось», - сказал один из беженцев, говоря о военной операции Турции на севере Сирии в 2016 году.

«Мы живем в грязи уже два года... С нас довольно этого унижения, мы хотим домой», - отметил другой.

Однако по данным курдского новостного агентства Rudaw, число жителей, покинувших Телль-Рифаат составляло 50 тыс. человек, а после захвата Турцией Африна их количество выросло до 183 тыс., и турецкие вооружённые силы не дают людям вернуться в Африн.

Связанные с YPG группы, контролирующие Манбидж, также столкнулись с аналогичным возмущением со стороны местного населения и новыми протестами против их правления.

Клан Аль-Бобна в начале марта восстал в знак протеста против убийства двух его членов, задержанных силами безопасности.

Похожие акции протеста были организованы на позапрошлой неделе сотнями членов кланов аль-Маши, Бобанна и Дандан в селе Абу-Калкал возле Манбиджа, сообщил во вторник Northern Syria Observer.

Протестующие двинулись к главной площади города, призывая режим Башара Асада освободить Манбидж от контроля курдских сил после того, как Турция нанесла им удар в Африне.

По словам представителя NSO, силы безопасности избили протестующих, когда они достигли главной площади. По меньшей мере один из демонстрантов был госпитализирован.

Майкл Макензи