Немецкие официальные лица выразили обеспокоенность по поводу мощного влияния турецкого правительства на большую турецкую общину в Германии, указано в редакционной статье Ahval.
Но эксперт по этому сообществу говорит, что ФРГ должны быть осторожны, чтобы не слишком сильно настаивать на ликвидации турецкого влияния, поскольку немцы турецкого происхождения поддерживают прочную связь со своей родиной и могут нуждаться в её поддержке, так как они сталкиваются с растущей угрозой со стороны антииммигрантских ультраправых групп, отмечается в статье.
Около двух третей из 4,5 млн мусульман Германии имеют турецкое происхождение, представляя самую большую турецкую общину за пределами Турции и самую большую иммигрантскую группу Германии. Турецко-исламский союз по делам религий (DITIB) является крупнейшей исламской организацией Германии и был создан в 1984 году как филиал турецкого управления по делам религий, или Diyanet, хотя с тех пор он был официально распущен.
DITIB контролирует около 900 мечетей, для которых турецкое правительство готовит и назначает имамов. В 2017 году несколько имамов DITIB признались в том, что действовали в качестве информаторов турецкого правительства, хотя немецкое расследование возможного шпионажа было прекращено после того, как семь обвиняемых имамов покинули страну, а другие были признаны совершившими лишь незначительные нарушения.
Хусейн Чичек, научный сотрудник Центра Ислама и права Эрлангена и аналитик турецких иммигрантских общин, говорит, что имамы DITIB, вероятно, регулярно сообщают Анкаре, особенно о возможных последователях Фетхуллаха Гюлена, которого Турция считает ответственным за неудавшийся переворот в 2016 году. Около 14 тыс. подозреваемых гюленистов, как говорят, бежали в Германию после попытки переворота, указывается в статье.
Эти имамы «обязаны сообщать о том, что происходит в их мечетях, в их общинах», утверждает Чичек. «Они также получают свои пятничные проповеди из Турции, поэтому существует очень сильная связь», — говорит он.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган, посетив Берлин в прошлом году, заявил, что тысячи террористов свободно перемещаются в Германии, указывая на гюлинистов, а также тех, кто связан с вооружёнными сепаратистски настроенными курдскими группами, которые запрещены в Турции.
Более половины из почти трёх млн человек турецкого происхождения в Германии всё ещё могут голосовать на выборах в Турции, поэтому Эрдоган и его правящая Партия справедливости и Развития (ПСР) рассматривают их в качестве ключевого избирательного округа, отмечается в статье.
В результате, говорит Чичек, эти турки остаются тесно связанными со своей родиной, даже после того, как до полувека жили в своём приемном доме. Турки начали прибывать в Германию в 1960-ых годах, поскольку гастарбайтеры были необходимы для удовлетворения растущего спроса на рабочую силу в быстро развивающейся послевоенной экономике.
«Турецкая община в Германии создала связи с Турцией с первого момента, как они мигрировали в Германию, и эти связи становились всё сильнее и сильнее», — указывает Чичек.
В список высокопоставленных турецких чиновников, которые присутствовали на открытии мечети в Кельне в прошлом году, вошли не только Эрдоган и глава Diyanet, но и министр иностранных дел, министр обороны, министр финансов и бывший премьер-министр.
«Они пытаются показать, что Турция не так далеко. Турция является частью турецкой общины в Германии и старается поддерживать их как можно лучше», — отмечает аналитик.
Сегодня, добавляет он, Diyanet стремится влиять на эту общину не только религиозными учениями, но и стремлением воспитать прихожан в соответствии с политикой Эрдогана и ПСР.
Берлин неоднократно выражал своё желание ослабить это турецкое влияние, и в начале этого месяца предоставил начальное финансирование для внутренней образовательной программы имама, надеясь, что она в конечном итоге расширится и устранит необходимость в имамах, присланных из Турции.
Чичек видит, что этот переход к внутренней, немецкой форме ислама происходит медленно, возможно, в течение поколения. «Они всё ещё находятся в начале этого процесса, чтобы обучать имамов в Германии», — подчёркивает он, добавляя, что до тех пор, пока он не будет завершён, Германия должна будет продолжать импортировать имамов.
Тем не менее, Чичек ожидает, что, в конце концов, потеря турецких имамов не будет иметь большого влияния на эти общины. «Связь с Турцией существует не только на уровне религии», — утверждает он, указывая на тесные турецкие общины, а также турецкие СМИ в Германии.
В понедельник некоторые из немецких изданий сообщили, что крайне правая экстремистская группа отправила по электронной почте угрозу взрыва в одну из самых известных турецких мечетей в Берлине, большую мечеть Шехитлик в османском стиле. Турецкое агентство Анадолу сообщило, что в последние месяцы десятки мечетей в Германии получили угрозы взрыва.
«Мы должны очень серьёзно отнестись к этим угрозам, потому что растёт вражда против мусульман и турецкого народа», — отмечает Чичек.
В апреле власти Германии сообщили, что число нападений на мечети и мусульман сократилось в 2018 году до 813 с 950 в предыдущем году. Но количество травм, вызванных атаками, увеличилось, и аналитики сказали, что многие атаки остаются незарегистрированными.
Управляющий Берлинской мечетью Мевлана, которая пострадала от поджога в 2014 году, сказал турецкой телекомпании TRT World, что в последние годы антимусульманские настроения резко возросли.
Эта вражда восходит к приходу турок и не имеет ничего общего с Эрдоганом и ПСР, по словам Чичека, который объясняет, что националистические немцы, такие как те, кто поддерживает партию «Альтернатива для Германии», не видят турок и мусульман как часть истинного немецкого общества.
«По мере того, как турецкая община становится более успешной, это негодование и эта вражда растут», — подчёркивает аналитик.
Германия, вероятно, была бы лучше, если бы она смогла принять определённый уровень турецкого влияния и успеха. Чичек подчеркнул избрание Белита Оная в качестве мэра Ганновера в начале этого месяца, отметив, что это первый немец турецкого происхождения, возглавивший столицу земли и столь крупный город.
«Это логичный результат, потому что люди с турецким происхождением занимаются этой областью на протяжении десятилетий. Турецкая община вышла на политическую арену много лет назад», — заключает Чичек, указывая на Джема Оздемира, бывшего сопредседателя партии Зелёных, и других.