Деятельность Международной организации уголовной полиции (Интерпол) регулируется Генеральной Ассамблеей, на которой каждая из её 194 стран-членов получает один голос по предложенным резолюциям. 88-ая Генеральная Ассамблея, состоявшаяся недавно в Чили, постановила, что Турция примет у себя своё заседание 2021 года.
Теодор Бромунд, старший научный сотрудник Фонда наследия, назвал это решение «серьёзной ошибкой» и отметил, что «Турция хорошо известна как одно из государств-членов, которое злоупотребляет Интерполом наиболее регулярно и значительно».
Отметим, что Турцию часто обвиняют в том, что она использует огромный охват Интерпола и отсутствие контроля, чтобы преследовать диссидентов, журналистов и других предполагаемых врагов.
«Это демонстрирует невежество или беспомощность Интерпола в отношении проблемы злоупотребления им авторитарными режимами», — сказал Исмаил Шахтахтинский, основатель и главный юрист американской юридической фирмы PLLC, представляющей интересы многочисленных просителей убежища, пострадавших от оскорбительных красных уведомлений Интерпола, которые неправильно понимаются как эквивалентные ордерам на арест.
Привилегия проведения встречи не освобождает Турцию от ответственности за её неправомерное поведение, считают эксперты. «Это, однако, посылает неверный сигнал, если страна-хозяин регулярно злоупотребляет Интерполом для преследования политических оппонентов и других жертв коррупционных уголовных преследований», — добавил Юрий Немец, управляющий член юридической фирмы NEMETS и автор блога Red Notice Abuse Report. По его словам, это может быть истолковано как помощь Интерпола стране в улучшении её общественного имиджа, несмотря на её продолжающееся незаконное поведение.
«Для проведения Генеральной Ассамблеи страна-член предлагает себя в качестве кандидата, и Генеральная Ассамблея затем голосует за то, чтобы принять или нет. Количество голосов не оглашается, равно как и любые замечания, сделанные в ходе обсуждений, поскольку это часть закрытого заседания», — уточнила Рейчел Биллингтон, главный пресс-секретарь Интерпола.
Интерпол преследует важную международную цель — координацию усилий национальных правоохранительных органов по борьбе с терроризмом, киберпреступностью и организованной преступностью. Для достижения этой цели он служит надёжным информационно-координационным центром для стран-членов, который обеспечивает передачу полицейской информации через систему оповещения с цветовой кодировкой, включающую красные уведомления, для распространения по всему миру.
Однако структура Интерпола оказалась подверженной злоупотреблениям со стороны автократических стран-членов, которые манипулируют её коммуникационными системами для преследования, задержания и выдачи диссидентов, живущих за пределами их национальной юрисдикции. Красные уведомления — это просьбы о раскрытии местонахождения и аресте разыскиваемых лиц, но сами по себе они не являются доказательством каких-либо преступлений.
Собственная конституция Интерпола строго запрещает организации предпринимать действия политического, военного, религиозного или расового характера, однако существующие процедуры Интерпола регулярно не позволяют предотвратить выдачу политически мотивированных красных уведомлений и распространение информации.
Преследуемые лица имеют ограниченные возможности для самозащиты. Они могут подавать жалобы в орган внутреннего надзора Интерпола — Комиссию по контролю за файлами Интерпола (CCF), но правила Интерпола запрещают ему передавать информацию, содержащуюся в красном уведомлении, без согласия правительства, которое запросило это красное уведомление в первую очередь.
«В некоторых случаях отдельные лица не знают о полном объёме предъявленных им обвинений», — подчеркнул Немец. Он добавил, что «это делает невозможным подготовку всеобъемлющей жалобы на использование правительством каналов Интерпола, если правительство запрещает организации обнародовать такую информацию».
На прошлой неделе Генеральная Ассамблея постановила сделать рабочую группу, которой поручено пересмотреть руководящие правила Интерпола в отношении обработки данных, Постоянным Комитетом. Новый комитет по обработке данных может предложить позитивные будущие изменения в правилах организации, но, в конечном счёте, только Генеральная Ассамблея может принять решение о принятии мер по этим рекомендациям.
88-ая Генеральная Ассамблея в Чили также приняла поправки к этим правилам, но Бромунд сказал, что «Интерпол ещё не опубликовал пересмотренные правила, и Интерпол обычно не публикует версию красных уведомлений, поэтому выяснение того, что изменилось, является длительным процессом».
Интерпол по своей сути не против перемен. Реформы, проведённые на 85-ой сессии Генеральной Ассамблеи, повысили квазисудебный потенциал CCF, сделав его решения обязательными, и потребовали, чтобы он давал разъяснения по своим решениям всем заявителям, которые оспаривают мотивы, лежащие в основе сообщений Интерпола. Это были важные реформы, но даже тогда, когда удаётся удалить неверные красные уведомления, пагубные последствия для их жизни часто продолжаются.
После удаления красных уведомлений копии могут продолжать существовать в базах данных Национальной полиции по всему миру, что затрудняет для физических лиц открытие банковских счетов, поиск работы и поездки. Поэтому крайне важно разработать процедуры, препятствующие распространению политически мотивированных сообщений Интерпола в первую очередь.
Ярким событием на Генеральной Ассамблее этого года стало повторное назначение Юргена Стока на пост генерального секретаря. В течение своего первого срока пребывания на посту руководителя административного органа Интерпола — Генерального секретариата — Сток приступил к пересмотру правовой базы руководящих органов Интерпола и создал целевую группу для рассмотрения всех просьб о предоставлении красных уведомлений и их распространения.
Несмотря на некоторые изменения, произошедшие в последние годы, продолжающиеся транснациональные репрессии, связанные со злоупотреблением красными уведомлениями Интерпола и их распространением, свидетельствуют о том, что эта проблема далека от решения. Принятое на прошлой неделе решение сделать Турцию принимающей стороной Генеральной Ассамблеи в 2021 году ставит под сомнение способность организации в целом проводить назревшие реформы.
«Вместо того чтобы награждать Турцию этим символическим признанием, Генеральная Ассамблея должна была провести чёткую грань между её законопослушными государствами-членами и теми, кто злоупотребляет её процедурами. Его неспособность сделать это является ещё одним доказательством того, что Интерпол систематически не желает признавать, что не все его государства-члены соблюдают правила, требуемые членством в Интерполе», — заключил Бромунд.