СМИ пишут, что Турция вновь рассматривает возможность покупки российских истребителей. Однако глава Минобороны республики заявил, что это не так.
Турецкие источники сообщили проправительственной газете Daily Sabah на прошлой неделе, что Анкара близка к заключению сделки с Москвой о покупке около 36 самолётов Су-35. Российские СМИ также сообщали в конце сентября, что обе страны ведут переговоры о покупке Су-35, но говорить о достижении конкретной сделки пока рано.
Со времени своего августовского визита в Россию президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган «флиртовал» с покупкой российских Су-57 или Су-35 после того, как Анкара была исключена США из совместной программы истребителей F-35 из-за покупки российских зенитных ракет С-400.
Однако с самого начала казалось маловероятным, что Турция сможет купить и выставить более современный скрытный Су-57 пятого поколения в ближайшее время. Как отметил военный авиационный эксперт Том Купер, массовое производство Су-57 вряд ли начнётся в ближайшие десять лет.
Таким образом, единственным реактивным самолётом пятого поколения, который Турция может приобрести в обозримом будущем — если только она не сможет каким-то образом вернуться в программу F-35 — является местный истребитель пятого поколения TAI TF-X, который она строит. Но, скорее всего, потребуется ещё несколько лет, прежде чем появится даже летающий прототип TF-X.
В то же время Су-35 мог бы играть значительную роль в турецких ВВС до тех пор, пока Турция не приобретёт или не построит свой собственный истребитель пятого поколения. Су-35 — это самолёт 4,5 поколения, который ставит его примерно в ту же лигу, что и Dassault Rafale или Eurofighter Typhoon.
«Су-35— это, по сути, единственный российский самолёт на рынке, который соответствует потребности Турции», — сказал Аарон Штайн, директор ближневосточной программы в Институте исследований внешней политики.
Левент Озгюль, турецкий военный аналитик, сказал, что если Турция купит 54 самолёта Су-35, что составит примерно три эскадрильи, «её взлётная стоимость составит не менее 3 млрд долларов, и это без каких-либо запасных частей, поддержки, обучения или оружия».
Он предположил, что Россия могла бы предоставить Турции новый кредит, который мог бы покрыть до 50-60% стоимости самолётов.
Штейн же не считает, что сравнение платформ является полезным упражнением, и добавил, что любая такая сделка, в которой Турция покупает флот Су-35, будет иметь огромные политические последствия.
Джозеф Тревитик, военный аналитик и автор книги «Зона военных действий», отметил, что сравнение F-35 или Су-35 с существующим в Турции флотом F-16 — это неправильный вопрос.
«Турция не приобретала F-35, чтобы заменить свои F-16, она приобретала их, чтобы заменить F-4», — уточнил Тревитик, имея в виду самолёты-фантомы, которые Турция впервые начала эксплуатировать в 1974 году.
По его словам, Phantom II является культовым самолётом и хорошо служил Турции, но Су-35 будет предлагать значительный рост возможностей по сравнению с этими воздушными суднами, которые оказались всё более уязвимыми в последние годы, указав на сбитый Сирией турецкий разведывательный самолёт RF-4E в 2012 году.
Одним из вопросов при покупке Су-35 является совместимость боеприпасов. Турецкий флот истребителей полностью состоит из американских F-16 и F-4, которые используют американское и натовское стандартное вооружение. У Анкары возникнут проблемы с применением этого оружия на российских самолётах, и, возможно, ей придётся покупать его у Москвы.
«Я думаю, что в отношении совместимости технологий Россия хотела бы, чтобы член НАТО покупал российское оружие, несмотря на возможные проблемы. Дело в том что, чтобы выйти на рынок, где в значительной степени доминируют системы вооружения НАТО / США, я бы ожидал, что Россия согласится на какое-то совместное производство или даже некоторые изменения в конструкции, чтобы сгладить приобретение Турции с точки зрения совместимости с ракетами и оборудованием турецкого производства», — сказал Тимур Ахметов, научный сотрудник Российского совета по международным делам в Анкаре.
В то же время, по его словам, некоторые в России утверждают, что «Кремль должен быть крайне осторожен в своих сделках и продаже оружия Турции, поскольку она всё ещё является членом НАТО, если нет какой-то определённости или политических гарантий, что российские технологии не будут предоставлены западным государствам».
Штейн сказал, что Турция, вероятно, попытается использовать некоторые из своих отечественных боеприпасов на Су-35.
«Нам придётся подождать и посмотреть. Но не может быть никаких сомнений в том, что Россия будет иметь решающее значение для обеспечения Турции запасными частями и поставками для поддержания полета самолёта», — указал он.
Тревитик отметил, что, хотя российские самолёты «не полностью несовместимы с западными боеприпасами», их интеграция «требует согласия от этих сторонних поставщиков и любых других соответствующих разрешений на экспорт».
«Турция также имеет обязательства по оперативной совместимости в рамках НАТО», — добавил он, подчёркивая, что она может найти «всё более сложным получить необходимые разрешения для этого в своём случае, чем Малайзия».
Напомним, что в июне 2017 года Малайзия успешно сбросила американскую бомбу с лазерным наведением с одного из своих российских самолётов Су-30.
«В то же время, с тем, что мы видели от администрации Трампа или Конгресса в последнее время, это может быть не так серьёзно, как опасались», — сказал Тревитик, имея в виду обещанные санкции.
Он напомнил, что через закон о санкциях (CAATSA) Турция за сделку с С-400 должна была сразу столкнуться с воздействием, но эти санкции «до сих пор не были реализованы, и не похоже, что это произойдёт в ближайшее время».
Озгюль предвидит логистический кошмар для турецких Су-35 с учётом проблем совместимости и прогнозирует, что Турции также придётся инвестировать значительные средства, чтобы сохранить их работоспособность.
«Преобразование баз, бункеров, центров технического обслуживания потребует огромных инвестиций», — подчеркнул он.
Озгюль сказал, что Су-35 был очень грозным истребителем со сложной авионикой, но он также отметил, что у него не было никаких функций скрытности или внутренних бомбовых отсеков, ему требовалось много обслуживания, а также потреблялось огромное количество топлива.
Кроме того, газета Daily Sabah сообщила, что Турция обсуждает возможность участия в производстве некоторых компонентов, включая высокоточное оружие и боеприпасы.
«Москва ясно дала понять своей собственной прессе, что она готова лицензировать производство несущественных деталей, поэтому я не думаю, что это является серьёзной проблемой, пока Турция продолжает свою недавнюю тенденцию принимать от России меньше, чем она требует от Запада в оборонных закупках», — прокомментировал Штейн.
Тревитик в свою очередь сказал, что неясно, насколько обширны предложения России о сотрудничестве на самом деле.
«Но мы знаем, что они взяли на себя аналогичные обязательства в отношении С-400 и что Эрдоган сказал, что Турция также может участвовать в производстве компонентов для С-500», — указал он.
Реальная проблема для Турции заключалась в замене чрезвычайно выгодных контрактов на программу F-35, добавил Тревитик.
Турецкими фирмами были заключены контракты на производство чуть менее одной тыс. деталей для самолётов F-35 и, по оценкам, они потеряют 9 млрд долларов из-за исключения Турции из программы.
«Я думаю, что любой интерес к фактическому производству или даже просто сборке полных систем в Турции имеет второстепенное значение для стабилизации этой промышленной базы», — заключил Тревитик.