Удастся ли Эрдогану ускорить рост экономики Турции?

| Вести. Экономика

Быстрый рост помог Эрдогану оставаться у власти в течение 17 лет, однако в прошлом году на фоне спада ситуация явно начала меняться: он проиграл в марте на местных выборах, в партии начался раскол.

Официально сокращение закончилось в начале 2019 г., однако кажется, что экономика не достигнет запланированной правительством цели роста в 2019 г. в 2,3%. Атака на саудовские нефтяные объекты также нанесла немалый удар. Турция, крупный импортер нефти, уязвима к экономическим последствиям устойчивого роста цен на нефть.

В этом месяце Эрдоган поставил амбициозную цель роста в 5% к 2020 г. Сможет ли он ее достичь? Сможет ли кредитование снова стимулировать рост?

До этого Турция приходила в норму после спадов, переживая V-образное восстановление, в результате которого экономика резко сократилась, затем быстро восстановилась. МВФ и Всемирный банк призвали турецкое правительство решить структурные проблемы, чтобы поставить экономику на устойчивый путь в долгосрочной перспективе.

Вместо этого Эрдоган попытался снова запустить рост, включив поток кредитов. Новый глава ЦБ Турции, чей предшественник был уволен Эрдоганом в июле, за последние два месяца снизил базовую процентную ставку банка на 7,5 п. п.

Толу Аламуту из Tellimer заявляет, что после снижения ставки на прошлой неделе турецкие банки намерены расширить кредитование. Повлияют ли сокращения ставок на кредитование? Стоимость заимствований у коммерческих банков значительно снизилась.

Тем не менее пока рост кредитования обеспечивали в основном 3 государственных банка страны. Частные кредиторы - и многие их клиенты — предпочитают сохранять осторожность в этом вопросе.

«В обычных условиях после такого снижения ставок по кредитам спрос на кредиты должен вырасти», - отмечает Уграс Улку, экономист из вашингтонского Международного института финансов.

Он отметил «некоторый рост спроса на кредиты со стороны домохозяйств, особенно на ипотечные кредиты», добавив, что корпоративные инвестиции сократились в первой половине года, поскольку доверие бизнес-среды пока довольно шаткое.

Компании заимствовали слишком много? Многие экономисты считают, что в этот раз Эрдогану будет сложнее стимулировать экономику посредством расширения кредитования, учитывая тот огромный объем долгов, который накопили турецкие фирмы.

«Долг корпоративного сектора с 2008 года удвоился до 70% ВВП», - сказал Улку.

Ситуация усугубилась после прошлогоднего падения турецкой лиры на 30%. Компании с кредитами в иностранной валюте и доходами от лиры стеснены высокими расходами на обслуживание своего долга. Сдерживают ли безнадежные долги банки?

Магдалена Полан, экономист из Legal & General Investment Management, отметила, что банки более осторожны, когда дело касается заемщиков, просящих о реструктуризации долга, и роста «плохих» долгов (NPL).

Планы правительства по работе с «плохими» долгами и расширению потенциала для кредитования продвигаются медленно, несмотря на то что во вторник банковский регулятор приказал кредиторам списать проблемные кредиты на сумму $8 млрд, что было широко одобрено инвесторами.

Сможет ли Турция достичь цель Эрдогана?

Долговой бум Турции и ожидания экономистов глобального замедления, которое может снизить спрос на экспорт, заставляют аналитиков сомневаться в том, что страна вернется к бурному росту.

«Экономика Турции продемонстрирует более сильный рост в 2020 году, - сказала Полан. - Но будет сложно довести его до уровня 5%: консенсус-прогноз в 2,1% более реалистичен».

С этим согласны не все. Нора Ньютбум, экономист из ABN Amro, сказала, что эта цель вполне достижима для Эрдогана, у которого сейчас есть беспрецедентный контроль над рычагами экономики.

«Это возможно, если он сосредоточится на дешевом кредитовании, государственном потреблении и снижении ставок», - сказала она.

Но Ньютбум предупредила, что такой уровень роста обойдется дорого. Он вскроет уязвимости, которые спровоцировали кризис 2018 г.: большой дефицит счета текущих операций, высокую инфляцию и нестабильную валюту. Она также ожидает дальнейшего ухудшения небольшого дефицита бюджета Турции.

«В 2020 году можно ожидать 5%-й рост. Другой вопрос, хотим ли мы этого и перевесят ли краткосрочные выгоды долгосрочные проблемы», - отметила она.

Оригинал