На фоне замедления экономики рождаются страхи, что Турция перейдет к стимулированию, которое не сможет себе позволить.
Начинающееся восстановление Турции показывает признаки слабости. В итоге у инвесторов растут опасения, что власти Турции будут вынуждены стимулировать экономику за счет лиры и недавнего замедления цен. В III квартале ВВП вырос на ничтожные 0,4% по сравнению с предыдущими тремя месяцами. Расходы тормозят государственный сектор и домохозяйства.
Доклад Институт статистики Турции в понедельник может оказать давление на президента Реджепа Тайипа Эрдогана, который пытается восстановить былую популярность, потерянную на фоне растущей безработицы и увеличивающихся потребительских цен. Инвесторов беспокоит вероятность экспансионистской политики. Они считают, что у Турции мало возможностей для стимулирования за счёт снижения затрат по займам или увеличения государственных расходов.
«На центробанк будет оказываться давление, чтобы он продолжал смягчать политику. Всегда есть риск того, что центробанк будет вынужден смягчить политику больше, чем позволяет умеренность в инфляции», - сказал Хенрик Гуллберг, макростратег в Coex Partners.
По словам Гуллберга, инфляция достигла дна и может усилиться в ближайшем будущем, поскольку влияние более высоких цен больше не будет ощущаться, лира будет подвержена риску распродажи. С другой стороны, ВВП вырос на 0,9% по сравнению с годом ранее. Это первое ежегодное расширение в 2019 г.
Квартальный рост упал с пересмотренного 1% с апреля по июнь. Сейчас он сравнивается со средней оценкой в 1,1% в опросе Bloomberg. Закупки домохозяйствами товаров и услуг, крупнейший драйвер экономики Турции, расширились на 1,9% по сравнению с предыдущим кварталом, снизившись с 3,4% в период с апреля по июнь. Рост государственного потребления упал до 1,9% с 2,2%.
Ниже основные моменты из доклада Института статистики Турции:
На ежегодной основе рост был обусловлен потреблением. Расходы домохозяйств выросли на 1,5%, расходы правительства выросли на 7%.
Экспорт вырос на 5,1% в годовом исчислении, кварталом ранее он составлял 8,1%. Импорт подскочил на 7,6% после сокращения на 17%, за предыдущие 3 месяца.
Политиков может беспокоить снижение вклада во внешнюю торговлю Турции, учитывая, что рост был вызван квартальным профицитом на фоне резкого обесценивания в прошлом году.
Инвестиции упали в пятый раз на ежеквартальной основе, поскольку компании продолжали переживать из-за снижения лиры в прошлом году и увеличенной затем стоимости заимствований.
Несмотря на худшие, чем ожидалось, данные, министр финансов Берат Албайрак заявил, что недавний рост промышленного производства говорит об ускорении роста в последние 3 месяца года.
Пытаясь содействовать росту, глава центробанка Мурат Уйсал снизил базовую процентную ставку Турции на 1 тыс. б. п., после того как был назначен на эту должность в июле. Цикл смягчения денежно-кредитной политики проходил на фоне роста государственных расходов на все, от зарплат до инфраструктурных проектов.
«Данные по ВВП за понедельник могут заставить президента и его правительство поддержать рост кредитования сильнее, чем ожидалось. Вполне вероятна экспансионистская фискальная политика», - считает Гийом Треска, старший стратег-аналитик по кредитам в Credit Agricole.
Тем не менее у правительства очень мало возможностей для значительных расходов на инфраструктуру и потребление. Отношение дефицита государственного бюджета к ВВП в конце года должно достигнуть 2,9% по сравнению с прогнозом в 1,8%. Правительство ожидает, что соотношение останется неизменным до 2021 г. Критики предупреждают, что государственные расходы могут выйти из-под контроля.
Экономические перспективы омрачены политическими проблемами.
Драма, связанная с отношениями Турции с США, пугает инвесторов. Эрдоган продолжил покупать современную систему противоракетной обороны у России. И если раньше характер отношений Эрдогана с президентом Трампом избавлял Турцию от санкций из-за сделок с оружием, то сейчас американские законодатели будут настаивать на карательных действиях, учитывая, что на прошлой неделе Турция начала тестировать компоненты российской системы.
Правительство резко повысило цель по экономическому росту до 5% на 2020–2022 гг. Это произошло после снижения прогноза на этот год до 0,5%.