Несмотря на жесткие заявления на решение США отменить освобождение от соблюдения американских санкций против иранской нефти, Турция, похоже, намерена соблюдать введенные Белым домом ограничения, что подтверждает недавнее сокращение иранского импорта до нуля. Однако в связи с этим возникает новая проблема: поиск альтернативных поставщиков нефти.
Санкции против Ирана - еще один пункт в длинном списке разногласий между Вашингтоном и Анкарой. Американо-турецкие отношения сегодня переживают не лучшие времена, главным образом из-за поддержки администрацией Дональда Трампа сирийских курдов и намерения Турции купить российскую систему ПВО С-400.
Освобождение от соблюдения санкций, которое Белый дом предоставил восьми странам, в том числе Турции, против иранской нефти, в ближайшее время завершится. Все попытки Анкары договориться с Вашингтоном о продлении срока действия исключения провалились. Госсекретарь Майк Помпео заявил, что иранский экспорт углеводородов будет доведен до нуля и больше не будут выдаваться новые освобождения.
Первой реакцией Турции стало публичное обещание не соблюдать данное решение. «Санкции не обоснованы, и мы не собираемся их соблюдать. Мы против подобных силовых мер», - заявил 22 апреля министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу.
Белый дом ведет активные переговоры с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, для того чтобы предотвратить дефицит поставок из-за полного эмбарго против Ирана. Но это не нравится Турции.
«Принуждение (стран – ред.) покупать нефть у любой другой страны вместо Ирана - явный перебор», - заключил Чавушоглу.
Тон реакции Турции создает впечатление, что Анкара намерена решительным образом бороться с американскими санкциями, однако последние данные указывают на ошибочность данного предположения.
В 2015 г., когда ограничения ООН были сняты после подписания Тегераном ядерной сделки (Совместного всеобъемлющего плана действий, или СВПД), Турция начала стремительно наращивать импорт иранской нефти.
Согласно официальным данным в 2015 г. доля Ирана в нефтяном импорте Турции составила 14,10%. В 2016 г. этот показатель достиг 16,9%. В декабре 2016 г. Иран стал поставщиком нефти № 1 в Турцию с долей в 26,74%. В июле 2017 г. эта цифра уже поднялась до 37,26%.
Однако после 8 мая 2018 г., когда США вышли из СВПД, импорт стал сокращаться. Поставки нефти из Ирана с 21,48% в первые 10 месяцев 2018 г. упали до нулевой отметки в ноябре 2018 г., когда были введены американские санкции.
Турция прекратила импорт иранской нефти, несмотря на публичное осуждение ограничений. Импорт вырос до 3,26% в декабре 2018 г. и до 12,35% в январе 2019 г. Официальные данные за февраль и март не разглашаются. Изменение поставок иранской нефти с мая прошлого года указывает на то, что Турция не сопротивлялась санкциям.
На фоне сокращения импорта нефти из Ирана Анкара ведет активный поиск альтернативных поставщиков. Ирак и Россия входят в число основных кандидатов, отмечает Al-Monitor.
По мнению наблюдателей, Турция сталкивается с двумя главными вызовами в связи с санкциями и диверсификацией источников. Во-первых, наиболее подходящей нефтью для крупнейшего в Турции нефтеперерабатывающего завода «Тупрас» является иранская нефть. Нефть из других стран требует дополнительной переработки, а значит, и дополнительных затрат. Во-вторых, из-за географической близости иранская нефть намного дешевле транспортировать.
В 2018 г. Ирак и Россия заняли два верхних места среди поставщиков «черного золота» в Турцию. В ноябре 2018 г., когда импорт из Ирана сократился до нуля, доля России в общем нефтяном импорте Турции взлетела до 32,18%, а Ирака - до 12,61%.
Поскольку поставки нефти из России осуществляются морскими танкерами, то увеличиваются затраты. Кроме того, с тех пор как Италия и Греция прекратили закупку иранской нефти и перешли на российские углеводороды, танкерные перевозки через турецкие проливы выросли с пяти-шести дней ожидания до 15-16 дней, что еще больше увеличило расходы.
Азербайджанская нефть, поступающая по трубопроводу Баку - Тбилиси - Джейхан, не потребляется в Турции, а поступает в другие страны, прежде всего в Израиль.
По словам независимого турецкого эксперта Мухданы Саглама, иракская нефть не способна решить все проблемы.
«НПЗ "Тупрас" предназначен для переработки тяжелой нефти, к которой относится иранская и северо-иракская нефть. Нефть Басры не подходит для данного НПЗ. Кроме того, иракская нефть дешевле, так как поступает по трубопроводу, - отмечает Саглама. - Также подходит российская нефть марки Urals. Именно поэтому, когда мы опустились до нуля с Ираном, Россия стала основным поставщиком нефти. Но Россия слишком далеко от объектов Турции, что увеличивает расходы».
«Турция покупает нефть у Саудовской Аравии и ОАЭ, но эти страны не могут полностью заменить поставки из Ирана. Индия способна перерабатывать все виды нефти, и Турция в прошлом году в ноябре-декабре закупала оттуда дизельное топливо. Эти поставки, скорее всего, будут увеличиться. Но это означает, что "Тупрас" будет простаивать», - заключила эксперт.
Трудно подсчитать все дополнительные расходы, если Турция полностью переключится на альтернативные источники. Однако известно, что увеличение стоимости нефти Brent на $10 увеличивает текущий дефицит Турции как минимум на $3,5 млрд.