Политический кризис, возникший после покупки Турцией российской системы ПВО С-400, серьёзно испортил американо-турецкие отношения. А вскоре ситуация может стать ещё хуже.
Турция игнорировала угрозы санкций США и прекращения продаж истребителей F-35. Вашингтон ответил тем, что заморозил участие Турции в программе F-35. Теперь Конгресс США настаивает на том, чтобы администрация ввела санкции США против Турции. Это может навредить отношениям с союзником по НАТО.
Многие политики считают введение санкций адекватным решением политических споров, но санкции редко бывают эффективны, когда на карту поставлены основные национальные интересы страны. Напротив, после них резко портятся отношения, а страны, против которых были введены санкции, становятся ещё более непокорными.
США испытывают законные опасения по поводу С-400: эта система не совместима с сетью противовоздушной обороны НАТО. В итоге у России будет больше возможностей отслеживать F-35 в воздушном пространстве Турции и выявлять их уязвимые места. Кроме того, перспектива того, что член НАТО наладит более тесное стратегическое партнерство с Россией, поднимает вопрос о его преданности альянсу. Сохраняется заинтересованность в том, чтобы сохранять продажи оборонной промышленности Америки, что было в приоритете у администрации Трампа.
Вашингтон оказал сильное давление, чтобы заставить Турцию отменить сделку. Двухпартийная группа сенаторов угрожала санкциями, которые сильно ударили бы по экономике Турции. Они привели бы к беспорядкам на международных рынках и отпугнули бы прямые иностранные инвестиции. Согласно закону CAATSA санкции необходимо вводить в отношении любой страны, которая занимается крупной торговлей оружием с Россией. При этом президенту необходимо выбрать 5 из 20 различных видов санкций. Администрация могла бы смягчить удар, нацелившись лишь на военные фирмы. Однако рынок напугают любые санкции. В итоге рост замедлится.
Едва ли Турция может позволить себе новые санкции. За последние 2 года лира упала почти на 40%. Её экономика сокращалась, а впереди ждёт долгая рецессия. Предыдущие санкции США из-за арестованного американского пастора Эндрю Брансона нанесли ущерб экономике Турции. ЕС также ввёл санкции против Турции на фоне спора, касающегося энергетических прав на Кипре.
Однако для турок покупка С-400 важна, так как она значительно дешевле, чем система «Патриот», произведённая в США. Кроме того, российская система предлагает более комплексную противовоздушную оборону. В отличие от системы «Патриот», она способна бороться с западными самолётами в составе Воздушных сил Турции, а это важно для правительства, которое пока не оправилось от попытки госпереворота в 2016 г., когда пилоты турецких ВВС бомбили и парламент, и президентский дворец.
Несмотря на экономические проблемы Турции, угроза санкций не помешала ей приобрести российскую систему. Все это в рамках модели неповиновения, присущей странам, санкционированным за то, что они соблюдают свои основные интересы. Жёсткие санкции, которые нанесли ущерб экономике России после возврата Крыма в 2014 г., не заставили Россию вернуть полуостров и остановить поддержку сепаратистов в Восточной Украине. Иран не пошёл на уступки в своей ракетной программе, несмотря на то, что жёсткие санкции могут сократить его ВВП на 6% в этом году. Развивается проект трубопровода «Северный поток-2», соединяющего Германию и Россию, хотя за это США тоже грозят ввести санкции против компаний.
Даже на фоне санкций ООН, которые посадили Иран за стол переговоров по ядерной сделке 2015 г., экономический ущерб Ирана был вызван скорее глобальным спадом цен на нефть и экономическим снижением, а не санкциями как таковыми. Есть веские основания полагать, что Иран никогда не был привержен приобретению ядерного оружия.
Какие последствия можно наверняка ожидать от введения санкций? Целевую страну удастся разозлить, дипломатические отношения будут нарушены. Десятилетия санкций против таких стран, как Северная Корея, Куба и Ирак при Саддаме Хусейне, не заставили их пойти на уступки. Напротив, отношения с США ухудшились. Санкции против Крыма привели к самому длительному спаду в отношениях между США и Россией со времен «холодной войны». Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности распался. США никаких политических выгод не получили.
Исключение Турции из программы F-35 было ожидаемым ответом на покупку С-400. Однако сейчас Турция, скорее всего, сблизится с Россией или другим конкурентом США. Турция намекает на то, что может закрыть базу Инчирлик для самолетов США или начнёт наступление на союзников США в Сирии.
Президент Дональд Трамп заявил, что не хочет вводить санкции. Недавно он призвал сенаторов проявить «гибкость» в ответных мерах, предусмотренных CAATSA, и попытаться выработать удобное решение с Турцией. От имени администрации сенатор Линдси Грэм предложил Турции заключить сделку, в рамках которой санкции будут отменены, если Турция не активирует С-400.
Санкции эффективны не тогда, когда их вводят, а когда их обещают отменить. Политический аппарат США очень медленно снимает санкции после их введения. США должны применять санкции экономно, разумно, соблюдая чёткую дипломатическую стратегию, и только тогда, когда целевая страна не вынуждена защищать основные интересы и может пойти на компромисс. Спор с Турцией должен стать толчком к переосмыслению и реформированию нашего нынешнего подхода.