Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обещает развернуть российскую ракетную систему С-400, несмотря на предупреждения США и НАТО.
Это знаковое событие в отношениях Турции с Вашингтоном, Берлином и Брюсселем – тремя столицами, которые наиболее важны для перспектив турецкой экономики и лиры. 50% турецкого экспорта отправляется в Западную Европу, а рост ВВП Германии сократился всего на 0,5% в 2019 г.
Дефицит текущего счета Турции, самый большой в Западной Европе, финансируется за счет потоков наличности с Уолл-стрит, лондонского Сити, Франкфурта и институциональных инвесторов в континентальной Европе. Любой дипломатический раскол в отношениях между Турцией и НАТО окажет травмирующее влияние на экономический рост Турции, доступ к потенциальному кредитованию частных банков, бэйлаут МВФ, обменный курс доллара и лиры.
Турецкую экономику и банковскую систему ждут мрачные перспективы. Конгресс США, Пентагон и Государственный департамент оказывают давление на Белый дом Трампа, заставляя ввести карательные экономические санкции против Анкары, поскольку развертывание российской системы С-400 ставит под угрозу военную сеть НАТО против Кремля. Вашингтон уже запретил продавать истребители F-35 в Турцию, но еще не ввел санкции.
Решение президента Эрдогана уволить управляющего центробанка Мурата Четинкая, в тот момент когда уровень инфляции составляет 16%, а лира теряет треть стоимости по отношению к доллару США, было исторической ошибкой. Турция лишилась доверия глобальных инвесторов, когда ее экономика стоит на грани рецессии, а финансовые рынки пребывают в кризисе.
ЕС ввел санкции против Турции за бурение в морских границах Кипра. Тем не менее Турция решила продолжить бурение в Восточном Средиземноморье вопреки санкциям ЕС. Эти санкции подразумевают, что Европейский инвестиционный банк не сможет одобрить новые кредиты Турции. При этом в следующие 2 года погашение ее внешнего долга превысит $177 млрд. Продолжающееся бурение в восточной части Средиземного моря также усилит критику президента Эрдогана в Греции, Египте и Израиле. Убийство турецкого дипломата в иракском Курдистане на прошлой неделе и российско-сирийская осада Идлиба приведут к новым угрозам безопасности и потокам беженцев, что будет иметь негативные экономические последствия.
Президент Эрдоган подорвал независимость центробанка, обвинив бывшего управляющего в «измене» и самовольно уволив его преемника, когда они осмелились поднять процентные ставки, которые он считает «источником всего зла». Он утверждает, что высокие процентные ставки являются причиной высокой инфляции. Положение президента Эрдогана на международных финансовых рынках не укрепилось, после того как он назначил министром финансов своего зятя.
Мурат Уйсал, новый глава центробанка Турции, заявил, что «есть возможность для маневра в денежно-кредитной политике», имея в виду условия центробанка для предстоящего снижения процентных ставок. По иронии судьбы Мурат Уйсал прав, поскольку ставка составляет 24%, а в июне инфляция упала до 15,7%. Реальная доходность гособлигаций в турецких лирах для иностранных инвесторов составляет 8%.
Тем не менее, перспектива введения санкций США из-за развертывания российской системы С-400, санкций ЕС из-за спора о бурении на Кипре и увольнения действующего главы центробанка подорвала доверие мировых инвесторов к турецким активам. Не помогло и то, что кандидат Эрдогана, бывший премьер-министр ПСР Бинали Йылдырым проиграл выборы мэра Стамбула. Есть подозрения, что турецкий центробанк использовал валютные свопы с государственными турецкими банками, чтобы замаскировать падение валютных резервов.
Рейтинговое агентство Fitch понизило суверенный кредитный рейтинг Турции, обосновав это увольнением президента Четинкая, отметив, что рейтинг турецкого долга BB- с негативным прогнозом. Standard & Poor's дает ему рейтинг B+, а Moody's ─ B-, на четыре уровня ниже инвестиционного уровня. Если президент Эрдоган окажет давление на главу ЦБ Уйсала из-за преждевременного, агрессивного снижения ставок, можно ожидать очередного падения турецкой лиры до 6,4 против доллара США к концу 2019 года. Рост напряженности в Персидском заливе после захвата Ираном нефтяного танкера под британским флагом приведет в продаже лиры против норвежской кроны, традиционная защита от напряженности на Ближнем Востоке.
Турция, член НАТО, теперь становится союзницей путинской России ─ противника Запада. Закупка системы S-400, которая может сбить тех же пилотов турецкой авиации, которые использовались для бомбардировки президентского дворца в Анкаре во время неудачного государственного переворота в июле 2016 года, говорит о том, что президент Эрдоган перешел геополитический Рубикон, когда пошел навстречу антизападному самодержцу в Кремле.
Отношения Турции с США, Германией, ЕС, Египтом, Саудовской Аравией и странами Персидского залива резко ухудшились. По иронии судьбы, царская и советская Россия веками оставалась врагом турецкого государства. Теперь Эрдогана и Путина объединяет враждебность к Западу, хотя в сирийской гражданской войне они поддерживали противоборствующие стороны. Геополитика усиливает тучи, которые теперь грозят турецкой лире, торгующейся сейчас на отметке 5,65.