Напряженность в политических отношениях между Турцией и Саудовской Аравией теперь проявляется и в двусторонних экономических связях.
Так, недавно Торгово-промышленная палата Эр-Рияда призвала саудовцев больше не инвестировать в Турцию.
Об опасностях ведения бизнеса и о неустойчивом деловом климате в Турции в воскресенье рассказал председатель палаты Аджлан Аджлан. По его словам саудовские инвесторы все чаще высказывают недовольство в связи с тем, что «их активы находятся под угрозой в Турции», а местные власти мало что делают для их защиты.
Кроме того, поступают жалобы от саудовских бизнесменов на давление со стороны «влиятельных лиц там», а саудовские туристы сталкиваются с «участившимися случаями дискриминации и мошенничества», заключил Аджлан.
В начале мая в интернете появилось видео, на котором губернатор Эр-Рияда, принц Фейсал бин Бандар отказывается от чашки кофе, узнав, что напиток произведен известной турецкой компанией Kurukahveci Mehmet Efendi.
Видео было распространено членом королевской семьи принцем Абдаллой бен Султаном Аль Саудом, который до этого не раз призывал к бойкоту турецких товаров.
Отношения между Анкарой и ее бывшим османским владением резко ухудшились после убийства саудовского журналиста Джамала Хашогги в Генконсульстве Саудовской Аравии в Стамбуле. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган развернул шумную кампанию, которая в итоге заставила саудитов отказаться от отрицания факта убийства в Генконсульстве. Правда, затем Эр-Рияд возложил вину на саудовских сотрудников безопасности, которые якобы совершили преступление по собственной инициативе.
Однако Турция продолжала предоставлять международным журналистам доказательства, в том числе аудиозапись предполагаемого убийства Хашогги, которые дискридитировали наследного принца Саудовской Аравии Мохаммеда бин Салмана (МБС), отмечает Al-Monitor.
Первоначально наследный принц попытался разрядить кризис: он позвонил Эрдогану, а затем встретился с ним. Но Турция продолжила дискредитировать МБС, надеясь, что Соединенные Штаты отвернутся от него, а его отец, король Салман, отстранит принца от власти. Но из этого ничего не вышло, а МБС объявил негласную войну Анкаре.
До того как в ноябре впервые прозвучали призывы о бойкоте всего турецкого, саудиты возглавляли список иностранных граждан, покупающих больше всего недвижимости в Турции. В течение нескольких недель они опустились на шестое место (продажи рухнули на 37%). Строительный сектор, как известно, был центром экономической стратегии Эрдогана. Теперь местный рынок недвижимости в глубокой депрессии.
Известный саудовский блогер Наиф Мадхали, который одним из первых поддержал начатую правительством информационную войну против Турции, на этой неделе призвал помочь саудовским туристам отправиться в такие мусульманские страны, как Азербайджан или Босния, если они откажутся от поездки в Турцию.
«Друзья, тема больше, чем туризм и развлечения. Чувство национального долга заставляет меня поддержать мою родину. Лучше поехать в другую страну, чем в Турцию», - объявил Мадхали.
Турция в течение нескольких месяцев настаивала на международном расследовании убийства саудовского журналиста. Останки Хашогги (по сообщениям его расчленили электропилой) до сих пор не найдены. Однако призывы Анкары о наказании преступников в последнее время стали звучать все реже, поскольку турецкая экономика все больше пробуксовывает на фоне ослабления лиры.
Гонул Тол, директор турецкого департамента в Middle East Institute, считает, что деэскалация дела Хашогги со стороны Турции связана с ее все более шаткими финансами.
«Кризис между Турцией и Саудовской Аравией - чрезвычайно серьезная вещь. Причем Турция находится в более уязвимом положении в этом конфликте. Из стран Персидского залива Саудовская Аравия является одним из ведущих инвесторов в Турцию, и Анкара боится потерять саудовские деньги во время экономического кризиса. Именно поэтому она смягчила свою риторику по делу Хашогги», - говорит Тол.
К счастью, не все саудиты поддерживают бойкот Турции. В апреле базирующаяся в Саудовской Аравии компания SAK объявила о намерении инвестировать до $100 млн в сельское хозяйство, здравоохранение и гостиничный сектор Турции.
Глава компании Солейман Хереджи заявил, что политика не должна мешать бизнесу. Согласно последним данным турецкий экспорт в Саудовскую Аравию с декабря по февраль вырос на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.