Центральный банк Турции, как ожидается, снизит процентные ставки на 150 базисных пунктов, или на 1,5 процентных пункта, в четверг, следуя ряду мер, принятых в последние месяцы для стимулирования экономики, считает аналитик Марк Бентли.
Это решение поможет правительству президента Реджепа Тайипа Эрдогана достичь цели роста экономики на 5% в следующем году с прогнозируемых 0,5% в 2019 году, указывает автор в статье для Ahval. Страна восстанавливается после болезненной рецессии, вызванной валютным кризисом в августе прошлого года, напоминает он.
«Монетарные политики, вероятно, снизят базовую ставку до 12,5% с предыдущих 14% на заседании в четверг, согласно опросу аналитиков Reuters, опубликованному в выходные. В июле он составлял 24%», — отмечает Бентли.
ЦБ Турции говорит, что у него есть возможность смягчить денежно-кредитную политику после того, как инфляция более чем вдвое снизилась до 10,6% в прошлом месяце с 25,2% чуть более года назад, что является самым высоким уровнем за последние полтора десятилетия, добавляет аналитик. «Но некоторые экономисты обеспокоены тем, что снижение ставок является частью модели монетарной и фискальной неосторожности турецких властей в погоне за экономическим ростом и что политика Центрального банка теперь находится в руках правительства», — указывает автор.
Он подчёркивает, что в очередной попытке стимулировать экономику в понедельник ЦБ сообщил банкам страны, что они должны увеличить кредиты на 5-15% выше уровня инфляции, чтобы воспользоваться снижением резервных требований по депозитам на 2% от общего объёма депозитов. Тем, кто не выполнит это требование, придётся отложить вдвое большую сумму или даже больше. Он напоминает, банки в Турции, как и в других странах, обязаны размещать часть своих депозитов в Центральном банке в качестве денежного буфера против любой будущей финансовой нестабильности.
«Управляющего ЦБ по резервным требованиям, которая призвана стимулировать рост кредитования, также исключила коммерческие кредиты и ипотечные кредиты сроком более пяти лет из верхнего 15%-го предела роста, что означает, что банки могут кредитовать столько, сколько им нравится, чтобы помочь промышленности и сектору недвижимости. Но это снизило вес, придаваемый потребительским кредитам в расчётах для укрепления финансовой стабильности», — пишет Бентли.
Эта мера была принята после того, как правительство поручило государственным банкам кредитовать компании и потребителей по сниженным процентным ставкам, чтобы вернуть экономику к росту. Эрдоган контролировал два крупнейших государственных банка через Фонд национального благосостояния Турции с прошлого лета, указывает автор. Его правительство соединило неортодоксальный шаг с реструктуризацией долга, снижением налогов и увеличением бюджетных расходов, чтобы оживить деятельность.
Агентство Reuters сообщило в конце прошлого месяца, что Центральный банк Турции может быть готов раздать миллиарды лир из своих денежных резервов правительству — в прошлом году он распределил десятки миллиардов, чтобы помочь финансировать галопирующий дефицит бюджета, подчёркивает Бентли.
Он отмечает, что агентство указало на сокращение более чем на треть так называемого «оценочного счёта» банка всего за месяц-до 47,2 млрд лир 20 ноября из 69 млрд лир месяцем ранее. В октябре сообщалось, что власти работают над переводом около 100 млрд лир со счёта оценки в казну, которая контролируется зятем Эрдогана, Бератом Албайраком.
«В качестве ещё одного признака правительственного контроля над денежно-кредитной политикой Центральный банк заявил на прошлой неделе, что он увеличит частоту заседаний своего комитета по денежно-кредитной политике (MPC) до 12 в год с восьми. <…> Некоторые аналитики говорили, что это сигнализирует о намерении банка снизить процентные ставки быстрее или распределить сокращения более равномерно в течение года, что делает их более приемлемыми для нервных иностранных инвесторов», — добавляет автора.
По его мнению, снижение ставки на 150 базисных пунктов или более на заседании ПДК в четверг приведёт к тому, что так называемые реальные процентные ставки — процентные ставки минус инфляция будут ниже среднего уровня в странах с формирующимся рынком.
Более низкие реальные ставки означают, что инвесторы в облигации должны быть более уверены в экономических перспективах страны, прежде чем инвестировать в местный государственный долг. Многие иностранцы уже покинули долговой рынок Турции из-за опасений по поводу экономической политики, что побудило правительство продать больше облигаций своим собственным учреждениям и банкам, которые оно контролирует», — заключает эксперт.