Из-за международной напряжённости и внутренней ситуации в Турции, когда старые партнёры обвиняют друг друга в своих грехах после 2002 года, 2020 год будет интересным. Одной из наиболее остро обсуждаемых тем являются процентные платежи, которые, по оценкам, достигнут 139 млрд турецких лир в 2020 году, а также постоянно растущая долговая нагрузка государства.
За первые 11 месяцев 2019 года мы выплатили внутренние и внешние долги на сумму 206 млрд турецких лир. Мы платили в среднем 289 млн лир в день в виде процентных платежей. Процентные платежи бюджета превышают 12 млн лир в час. Бюджетные прогнозы на новый год прогнозируют 15 млн лир в час. Эти умопомрачительные цифры являются самыми высокими процентными выплатами в истории страны. Эти средства придётся собирать через налоги и штрафы. Короче говоря, миллионы из нас оказались втянутыми в зубчатые колеса государственных процентных платежей.
Кто первый бросит камень
Процентные платежи в Турции по-прежнему будут вызывать проблемы. Наши экономические показатели зависят от финансовых потоков и политической реакции центральных стран. За время правления Партии справедливости и развития (ПСР) количество «горячих» денег, привезённых в Турцию, а также прибыли, полученной там и непосредственно возвращённой в свои страны владельцами иностранных инвесторов, превысило 210 млрд долларов.
Общая сумма процентов по внешнему долгу, госсектору, банкам и реальному сектору приближается к 168 млрд долларов. Осматривая 10-летний график можно заметить, что процентные платежи резко выросли в 2018 году, а в 2019 году показатель превысит эту сумму после обработки данных за последний месяц. Ожидается, что этот рост продолжится и в 2020 году.
Можно утверждать, что рассматриваемая передача относится ко всем периферийным странам. Тем не менее, проценты по внешнему долгу в эпоху ПСР были в целом выше, чем средние процентные ставки стран глобального Юга. Из-за этой разницы стоимость заимствований для финансовых субъектов Турции (в данном контексте государства, банков и реального сектора) была выше, чем у их международных коллег.
Другими словами, из-за положения Турции в международном «разделении труда» страна должна платить высокие процентные ставки, как и другие периферийные страны, хотя она имеет более высокие платежи по сравнению с несколькими странами этой категории.
Аналогичное фиаско можно наблюдать и при рассмотрении процентных платежей, производимых центральным бюджетом. Сумма процентных платежей по внутренним кредитам в эпоху ПСР превышает 740 млрд лир. (Если мы включим 2002 год, о котором часто говорят консервативные политики, то эта цифра составит 787 млрд лир.)
За тот же период времени около 927 млрд лир ушло на выплату процентов из бюджета центральной администрации. Эта цифра почти равна годовому бюджету Турции. Однако в те годы, когда Али Бабаджан активно участвовал в управлении экономикой, в среднем выплачивалось около 50 млрд лир процентов.
Бабаджан был государственным министром, отвечавшим за экономику в 58-ом и 59-ом правительствах. В период с 2009 по 2015 год он продолжал занимать высшие посты в управлении экономикой в качестве министра и заместителя премьер-министра. Я напоминаю об этом, потому что сторонний наблюдатель может предположить, что Бабаджан работал на Всемирный банк или в качестве руководителя в международной организации в то время.
Я также повторяю это, потому что консервативные политики утверждают, что несправедливое распределение доходов в Турции, её широко распространённая депрессия и социальное насилие не имеют никакой связи с правительствами, которым они служили, и политической линией, которую они представляют.
Политическая слепота?
Представители «Национального фронта» подготовили почву для восстановления администрации с экономической точки зрения. С такими фигурами, как Бабаджан, новообразованный лагерь может считать, что он может доказать свою способность управлять страной в глазах международного капитала.
Однако они должны знать, что экономический подход, который они выработали и пытаются установить в качестве национального консенсуса, на самом деле делает их слабее. Именно эти имена ответственны за экономический крах страны. И, кроме того, этот дискурс, основанный на укреплении доверия к международному капиталу, не привлекает массы, отколовшиеся от ПСР.
Экономические проблемы Турции возникли ещё до последних четырёх-пяти лет. Они возникают не только из-за неспособности обеспечить доверие к рынку.
Али Риза Гюнген, Duvar