В течение длительного времени страны ЕС, такие как Франция, Кипр, Греция и Австрия, настаивали на введении жёстких санкций в отношении Турции, но постоянно сталкивались с блокировкой Германии.
Этому есть ряд причин, связанных с внутренней политикой и экономикой Германии. Ещё одним объяснением длительного терпения Германии по отношению к Турции является то, что канцлер Германии Ангела Меркель ждала результатов недавних выборов в США. Германии стало немного легче после того, как кандидат от Демократической партии Джо Байден победил на президентских выборах. Теперь ожидается, что ФРГ выждет и, возможно, скорректирует свою политику в отношении Турции, чтобы согласовать её с новой администрацией Байдена.
Лидеры ЕС встретятся 10-11 декабря в режиме видеоконференции, чтобы обсудить Турцию. Меркель заявила, что Германия поднимет вопрос о разведке природного газа Турцией в Восточном Средиземноморье во время этого саммита, добавив, что «всё сложилось не так, как мы хотели». Министр иностранных дел Германии Хайко Маас предупредил, что решение, которое будет принято на саммите ЕС в декабре, будет зависеть от Турции.
На прошлой неделе, после этих предупреждений и подтверждения президентской победы Джо Байдена, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который всего пару недель назад говорил, что ЕС устарел, заявил, что будущее Турции лежит в Европе.
Пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын находился в Брюсселе, когда Эрдоган сделал это заявление. Калын был там на встрече с дипломатическими лицами перед саммитом. Он заявил, что стратегическое значение отношений между ЕС и Турцией возросло. Чтобы улучшить динамизм отношений между ЕС и Турцией, Калын упомянул о расширении сотрудничества и принятии новых конкретных шагов для укрепления их взаимного доверия.
Несмотря на эти заявления, призванные воззвать к ЕС, Турция продолжает свою деятельность по разведке газа в Восточном Средиземноморье, которую ЕС считает незаконной. Перед саммитом, на котором ЕС, скорее всего, примет решение о введении санкций против Турции, турецкое газоразведочное судно продолжало свою деятельность вплоть до 29 ноября.
Эрдоган, с другой стороны, заявил, что Турция является неотъемлемой частью Европы. Он добавил, что работает над более тесным сотрудничеством с друзьями и союзниками Анкары. Он также недавно говорил, что республика больше не нуждается в ЕС, а теперь произнёс, после долгой паузы, откровенно примирительные предложения.
Воссоединение западного альянса
Как только Байден вступит в должность, ожидается, что США и ЕС займут общую позицию в своей политике в отношении Турции. Президент Эрдоган знает об этом будущем развитии событий и соответственно сдержал свои заявления.
Ожидается, что Меркель в очередной раз заблокирует жёсткое санкционное решение в отношении Турции. Это происходит потому, что смена администрации в США означает, что западные союзники имеют более сильный взгляд на Турцию как на часть Европы; фактически, более сильный, чем само турецкое правительство. По этой причине некоторые считают, что ЕС и США выработают совместную позицию в отношении Турции и будут совместно работать над решением существующих проблем.
Ожидается также, что избранный президент Байден захочет, чтобы Турция, член НАТО, вновь повернулась лицом к западному альянсу. Германия часто утверждала, что переговорам с Турцией следует дать шанс. Возглавляемый Германией ЕС хочет восстановить вместе с Байденом западный альянс, который раскололся в эпоху Трампа.
Турция, возглавляемая Эрдоганом, была одной из самых значительных частей этого распада; однако теперь кажется, что ЕС и США объединят усилия, чтобы продвинуть Турцию к умеренной позиции.