Избранный президент США Джо Байден будет хорошо подготовлен к жесткой игре с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и без колебаний выступит с критикой турецкого лидера, пишет эксперт Омер Ташпынар.
Именно «броманс» Эрдогана с уходящим президентом США Дональдом Трампом и его российским коллегой Владимиром Путиным позволил Турции приобрести российскую систему противоракетной обороны С-400 вопреки требованиям НАТО, избегая при этом каких-либо санкций, указывает Ташпынара в статье для Asia Times. Однако «Джо Байден позаботится о том, чтобы Эрдоган понял, что в городе появился новый шериф», считает автор.
Трамп воздержался от санкций против Анкары за покупку в соответствии с законом О противодействии противникам Америки через санкции 2017 года, или CAATSA, но окончательная версия ежегодного законопроекта Об оборонной политике, обнародованного на прошлой неделе, обязывает президента США санкционировать Турцию за приобретение системы С-400, напоминает аналитик.
Кроме того, внешнеполитическая команда Байдена будет состоять из ветеранов, таких как Энтони Блинкен и Джейк Салливан, которые должны стать госсекретарём и советником по национальной безопасности соответственно, и которые имеют опыт работы с Турцией непосредственно во время администрации Барака Обамы, сообщает Ташпынар.
По его словам, ещё до инаугурации Байдена, которая должна состояться 20 января, на Анкару будет оказано серьёзное давление с целью введения экономических и военных санкций, однако он отмечает, что новый президент США может сделать выбор в пользу «условной перезагрузки» отношений с Эрдоганом в качестве последней попытки спасти партнёрство с НАТО.
Если турецкий президент решит сотрудничать с администрацией Байдена и возьмёт на себя более конструктивную политику в Сирии, говорится в статье, Байден может даже предложить Анкаре «финансовые и, возможно, технические стимулы» для покупки американской системы ПРО Patriot.
В статье указывается, что турецкое правительство приняло поставку российских ракет С-400 в 2019 году, несмотря на угрозы США ввести санкции, заявив, что сделка по покупке Patriot не соответствовала российскому предложению о приобретении технологий и совместном производстве.
Мяч на стороне Эрдогана, пишет аналитик, поскольку ему придётся сделать выбор между Вашингтоном и Москвой, учитывая, что окно для сотрудничества «быстро закрывается».