«Местные выборы показали, что в Турции не диктатура, а автократия»

Поражение правящей Партии справедливости и развития (ПСР) на выборах, прошедших в Турции 31 марта, в ключевых городах Стамбул и Измир, доказывает, что республика не является диктатурой, однако, несомненно, выступает в качестве автократии.

Об этом пишет Омер Ташпинар, старший научный сотрудник-нерезидент Центра безопасности и разведки XXI века Института Брукингса в статье для Asia Times.

По словам Ташпинара, 31 марта 2019 года запомнится как поворотный момент в истории страны, до которого народ твёрдо верил, что правление президента Реджепа Тайипа Эрдогана становится бессменным.

Миллионы людей по всему миру стали свидетелями того, как турецкая демократия — или то, что от неё осталось — продемонстрировала, что у неё всё ещё есть импульс, говорится в статье. Данное обстоятельство немаловажно, поскольку менталитет турецкого народа полон пессимизма, укоренившегося в результате жестокого подавления оппозиционных сил и ряда побед ПСР на выборах на местном, парламентском и президентском уровнях в период с 2014 по 2018 годы.

То, что произошло 31 марта, доказывает, что выборы всё ещё имеют значение в Турции «несмотря на усилия Эрдогана, придерживавшегося враждебной риторики, наполненной антизападным и анти-курдским национализмом, превратить это последнее голосование в национальный референдум по вопросам национальной безопасности и выживания», добавляет Ташпинар.

В статье подчёркивается, что тактика турецкого лидера потерпела неудачу, поскольку все крупные города предпочли сосредоточиться на чём-то гораздо более конкретном и насущном: инфляции, безработице, рецессии и значительном снижении уровня жизни.

Тот факт, что президент Турции потерял Анкару и Стамбул после 25 лет фактического контроля над этими двумя символами политической и финансовой власти, вселил надежду в молодое поколение турок, которые не видели ничего, кроме побед Эрдогана на выборах, указывает аналитик.

Он также отмечает, что Турция - это не диктатура, но всё же во многом автократия, в рамках которой турецкий президент вступил в последний и самый сложный этап своей политической карьеры.

По словам Ташпинара, в связи с тем, что экономика страны столкнулась с острой проблемой стагфляции, с одной стороны, и проблемными отношениями Турции с Западом, с другой стороны, турецкий лидер переживает очень тяжёлый период.

«Но только время покажет, проявит ли турецкий лидер, пристрастившийся к националистическому популизму, и окружённый подхалимами, дальновидность и смелость, чтобы провести столь необходимые и довольно болезненные реформы. Время на его стороне, а его послужной список нет», — заключает Ташпинар.