Главная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) потребовала внести новые изменения в Конституцию в ответ на усилия президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана создать единое национальное правительств.
Об этом пишет обозреватель Джан Атаклы в газете Sözcü.
По мнению различных аналитиков, жёсткая риторика Эрдогана в отношении оппозиции стала одной из причин того, почему его Партия справедливости и развития (ПСР) проиграла выборы на пост мэра в Стамбуле и Анкаре 31 марта.
Президент Турции на прошлой неделе заявил, что страна должна оставить позади предвыборные дебаты и сосредоточиться на проблемах экономики и безопасности.
«Мы, 82 млн (турок — ред.), должны объединиться и выступить в качестве народного альянса Турции и решить все вопросы, касающиеся будущего нашей страны, отложив в сторону все наши политические разногласия», — написал Эрдоган в своём микроблоге Twitter.
По словам некоторых обозревателей, призыв Эрдогана направлен на создание правительства национального единства, в которое войдут представители оппозиционных партий и организаций гражданского общества.
Атаклы указывает, что Эрдоган таким образом попытался выяснить потенциальную реакцию оппозиционных партий на это предложение.
«Хотя это официально не объявлено, из надёжных источников я узнал, что НРП представила встречное предложение», — отмечает обозреватель.
Встречное предложение НРП включало внесение нескольких конституционных изменений, необходимых для присоединения к альянсу Эрдогана, добавляет он.
Светская партия требует перехода на полупрезидентскую систему, которая поможет усилить надзорные полномочия парламента и вернет право блокировать постановления правительства, упразднённое конституционными изменениями, принятыми на референдуме в 2017 году. Надо сказать, что в рамках новой исполнительной президентской системы Эрдоган может назначать министров без ведома парламента. НРП в свою очередь хочет, чтобы все министры отбирались из числа законодателей, представленных в парламенте.
Основная оппозиционная партия Турции также просит президента отделить партийное руководство от его президентского поста.