Газета The Financial Times пишет, что за спокойным поведением вновь избранного мэра Стамбула Экрема Имамоглу в ходе предвыборной кампании скрывается стальной стержень, который наэлектризовал многострадальную оппозицию Турции.
«В то время как правящая Партия справедливости и развития (ПСР) президента Реджепа Тайипа Эрдогана прикладывала усилия, чтобы помешать очевидной победе Имамоглу, он в среду повысил ставку, обвинив чиновников правящей партии в том, что они "ведут себя так, как будто у них забрали игрушку". Имамоглу также сказал: "Нельзя приносить в жертву 16 млн жителей Стамбула, сводя внутренние счёты. За нами и за исходом выборов наблюдает всё мировое сообщество"», – говорится в статье в FT.
Напомним, что согласно предварительным результатам воскресного голосования Имамоглу опережает своего соперника на 25 тыс. голосов. Однако ПСР сослалась на нарушения в ходе подсчёта голосов и подала апелляцию.
«Тем не менее, даже если в конечном итоге господин Имамоглу не будет признан победителем, он уже стал глотком свежего воздуха, воодушевив деморализованную оппозицию Турции. Аналитики говорят, что, создавая политические альянсы и преодолевая глубокие разногласия в стране, он показал, что правящей элите можно бросить вызов в городе, который она контролировала в течение 25 лет», – отмечает FT.
В свою очередь Илтер Туран, профессор политологии в Стамбульском университете Билги, указал, что «это уже привело к активизации оппозиции». «У них появилось ощущение, что, если они будут усердно работать, и следовать разумным стратегиям, у них есть шанс сменить правительство», – сказал он.
Оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) Имамоглу, считающаяся секуляристской, годами боролась за ослабление доминирования ПСР. Однако стамбульское происхождение кандидата, как и Эрдогана, родом из консервативного черноморского региона Турции, отличает его от остальных.
FT подчёркивает, что Имамоглу вырос в небольшом доме над хлевом, где семья содержала скот. Он познакомился с политикой левого крыла в университете, а позже вступил в ряды НРП.
По данным издания, в 2014 году он выиграл выборы, заняв должность мэра стамбульского района Бейликдузу, где он построил парки и заработал репутацию хорошего управляющего.
Во время предвыборной кампании в Стамбуле он изо всех сил пытался добиться справедливого вещания в СМИ, где доминировали проправительственные издания, обвинявшие его в поддержке терроризма.
«Чтобы обойти их, господин Имамоглу использовал социальные сети и предпочёл лично встречаться со сторонниками, проснувшись в 5 часов утра, чтобы проехаться по городу. Видеоролики показывают, как он уважительно отстаивает свои позиции перед избирателями ПСР, которых он ласково назвал "тетя" или "дядя"», – пишет FT.
Сулейман Джебеджи, бывший член парламента, входивший в предвыборную команду Имамоглу, отметил, что «другая партия проводила кампанию, основанную на страхе и разделении народа». «Он сделал прямо противоположное, создавая чувство надежды и братства», – сказал Джебеджи.
Имамоглу, чья фамилия в переводе означает «сын имама», старался не критиковать Эрдогана, который по-прежнему пользуется огромной популярностью. Он также посетил мемориал жертвам стрельбы, произошедшей в прошлом месяце в Новой Зеландии, прочитав отрывок из Корана.
«Это что-то очень необычное для кандидата от НРП. В течение многих лет ни один кандидат от НРП, возможно, не проявлял такую глубокую привязанность к правым, консерваторам и верующим гражданам», – добавил Онур Эрим, бывший советник Мелиха Гёкчека, занимавшего должность мэра Анкары от ПСР до 2017 года.
Кроме того, на руку Имамоглу сыграла рецессия, последовавшая за прошлогодним валютным кризисом, спровоцировавшим рост цен на продукты питания и безработицу, которая разжигала гнев по отношению к правительству, пишет FT. Его очевидный триумф в сочетании с победой оппозиции в столице Анкаре и нескольких других крупных городах вызвал ликование среди противников правительства.
«Многие уже проводят неизбежные сравнения с Эрдоганом, который был избран мэром Стамбула в 1994 году и стал премьер-министром девять лет спустя. Подобные аналогии преждевременны, особенно когда его победа ещё не гарантирована. Но упрямый ответ господина Имамоглу на этот спор показал, что он может быть, как борцом, так и миротворцем», – отмечает газета.
Кандидат от НРП в среду продемонстрировал фотографию празднования победы Эрдогана в Стамбуле в 1994 году, когда он и лидер его партии пожали руку побежденному сопернику от оппозиции. «Спустя 25 лет разве так трудно пожать руку победителю?» – спросил Имамоглу турецкого президента.