Financial Times: После неудачи на выборах Эрдоган столкнулся с растущими трудностями

После потери столицы Анкары и ожесточённых споров по поводу результатов голосования в Стамбуле, президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану теперь придётся приложить все усилия, чтобы укрепить свою ослабленную поддержку перед лицом множества внутренних и международных вызовов, включая невероятно высокие цены на продовольствие и рост безработицы.

Об этом пишет корреспондент Financial Times в Турции Лаура Питель.

По словам автора, в воскресенье президент Турции пережил одни из самых сложных выборов за свои 16 лет пребывания у власти. Турецкий лидер негласно признал свои потери во время своей знаменитой речи в Анкаре в день выборов.

Эрдоган вёл борьбу за контроль над 81 провинцией Турции, как будто это были всеобщие выборы, «зигзагообразно пробираясь через всю страну по изнурительному графику предвыборных митингов», отмечает Питель.

Однако этого оказалось недостаточно, чтобы предотвратить потерю Анкары и ряда экономических центров, в том числе промышленного города Адана и туристической Антальи.

«ПСР не пользуется доверием избирателей в крупных городах, включая лучшие и наиболее развитые, у промышленной элиты и среднего класса», – рассказала в интервью Financial Times член Европейского совета по международным отношениям Аслы Айдынташбаш.

Поскольку Эрдоган жаждет осуществления своей мечты о пребывании на посту президента страны на праздновании столетия Турецкой республики в 2023 году, он вынужден решать более насущные проблемы, а именно надвигающуюся конфронтацию с Вашингтоном по поводу покупки российских ПВО С-400.

Другой насущной проблемой является тупиковая ситуация в отношении будущего на севере Сирии, возникшей после решения президента США Дональда Трампа сократить масштабы присутствия американских войск в стране.

Но самой сложной задачей, стоящей перед президентом Турции, по мнению Питель, является необходимость решения глубоко укоренившихся экономических проблем страны, возникших после валютного кризиса прошлого года, который привёл к тому, что лира подешевела почти на 30% по отношению к доллару.

Надо сказать, что после выборов утром в понедельник лира упала на 2,5% до 5,6939 за доллар США, подчёркивая необходимость того, чтобы Эрдоган и его зять, министр финансов и казначейства Берат Албайрак, быстро и подробно изложили свои планы, чтобы вернуть доверие инвесторов, ошеломлённых методами, использованными для поддержки лиры накануне выборов.

Определённое облегчение вызвало обещание турецкого президента, данное в воскресенье, относительно того что в стране больше не будет выборов до 2023 года, после 13 голосований, проведённых за последние 12 лет, которые изрядно измучили электорат страны.

Однако экономист и сотрудник газеты Ahval Гюлдем Атабай отметил, что слова Эрдогана, несмотря на то, что они и стали источником облегчения, указывают на «очень напряжённый период для Анкары и Стамбула».

Атабай, отметив показатели инфляции в Турции, добавил, что по состоянию на этот месяц потери турецкой лиры достигнут 17-18%.

«Критическим моментом здесь является проблема задолженности частного сектора и то, как это отразится на банках. Мы понимаем, что правительство Турции планирует осуществить программу без обращения в Международный валютный фонд (МВФ). Тем не менее, это не тот путь, который облегчит привлечение иностранных инвесторов», – подчеркнул экономист.