Правящая Партия справедливости и развития (ПСР), которая согласно неофициальным результатам проиграла выборы на пост мэра в ключевых городах, таких как Стамбул и Анкара, оспаривает результаты, поскольку поражение будет означать потерю огромных финансовых полномочий.
Об этом пишет Deutsche Welle Turkish.
Согласно неофициальным результатам, ПСР президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана потерпела поражение в пяти из шести самых густонаселённых провинциях страны. Правящая партия пытается оспорить подсчёт голосов в Стамбуле, крупнейшем городе и финансовом центре страны, и в Анкаре.
По мнению аналитиков, для Эрдогана, чей приход к власти начался с избрания мэром Стамбула в 1994 году, потеря крупных городов предполагает политическое ослабление. Тем не менее, ПСР также обеспокоена тем, что она утратит контроль над тем, что некоторые противники называют «столичными городскими владениями», так как муниципалитеты в Стамбуле и Анкаре располагают огромными финансовыми средствами, отмечают эксперты.
Бюджет столичного муниципалитета Стамбула на 2019 год составляет 23,8 млрд лир (4,2 млрд долларов) и увеличивается до 35 млрд лир (6,2 млрд долларов США), если учесть бюджеты провинциальных транспортных и водораспределительных органов, указывает DW. Муниципалитет Стамбула также контролирует 28 дочерних компаний, общий годовой оборот которых оценивается в 24 млрд лир (4,2 млрд долларов). Муниципалитет столицы Анкары, которому принадлежат 15 компаний, располагает бюджетом в 14 млрд лир (2,5 млрд долларов), а бюджет западной провинции Измир, третьего по величине города Турции, составляет 5,9 млрд лир (1 млрд долларов).
По словам Ялчина Каратепе, профессора факультета политических наук Университета Анкары, муниципалитеты в ключевых провинциях не только контролируют огромные бюджеты, но и принимают решения относительно разрешений на строительство и выделения земли. «Компаниями, выигрывающими государственные тендеры в этих муниципалитетах, становятся сторонники политического движения, которое представляет муниципалитет», – сказал Каратепе изданию.
Несмотря на вероятный проигрыш на выборах на должность мэров, ПСР по-прежнему имеет большинство в местных советах Стамбула и Анкары, законодательных органах муниципалитетов. Эрдоган в минувшую среду назвал избранных мэров оппозиции «хромыми утками», отметив, что им не хватает большинства в местных советах.
В то время как страна ожидает результатов пересчёта голосов в Стамбуле, и некоторые полагают, что ПСР может обратиться в Высший избирательный совет Турции (YSK) с просьбой об отмене результатов голосования в провинции, у правительства есть и другие способы усложнить жизнь мэрам от оппозиции, считают эксперты.
Чтобы сохранить экономическую власть в Стамбуле и Анкаре, турецкое правительство может передать полномочия по утверждению разрешений на строительство Министерству окружающей среды и урбанизации, отметил Каратепе, добавив, что правительство ранее передало Министерству полномочия по проектам преобразования городов.
«Они также могут затруднить доступ столичных муниципалитетов под руководством оппозиции к ресурсам Казначейства. Я не говорю, что они так поступят, но у них есть такая возможность», – подчеркнул профессор.
По словам политолога из университета Сабанджи Эрсина Калайджиоглу, ПСР не хочет терять финансовые ресурсы стамбульского муниципалитета. «Правительство не хочет, чтобы муниципалитеты, которые оно контролирует, были привлечены к ответственности», – сказал он.
ПСР может попытаться найти способы ограничить бюджеты муниципалитетов Стамбула и Анкары в случае, если оппозиционные мэры будут признаны победителями после объявления официальных результатов, но это не означает, что у будущих мэров Народно-республиканской партии (НРП) не будет альтернатив, добавил Калайджиоглу.
«В течение многих лет правительство препятствовало доступу муниципалитетов Измира и Эскишехира, где должности мэров занимают сторонники НРП, ко многим возможностям. Но, несмотря на это, дела у них идут довольно хорошо. Это означает, что при использовании правильной модели есть способы справиться с сокращением бюджета», – заявил он.