Потеря Анкары и Стамбула президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и его правящей партией на местных выборах подчёркивает широкое недовольство турецкого народа.
Об этом пишет Нейт Шенкан, директор по специальным исследованиям Freedom House. По его словам, многие ожидали, что правящая Партия справедливости и развития (ПСР) потеряет Анкару, но потеря и Стамбула стала шоком.
На долю крупнейшего города Турции приходится почти пятая часть населения страны (18%) и почти треть её ВВП (31%), а его перестройка в последние годы стала ключевым источником финансирования ПСР. Кроме того, именно здесь Эрдоган вырос и начал свою политическую карьеру после избрания мэром города в 1994 году.
«Очень немногие думали, что ПСР и Эрдоган потерпят поражение в Стамбуле, и до сих пор не уверены, что они примут результаты, как первоначально сообщалось. То, что произошло в Стамбуле, говорит о том, как ПСР сжала и исказила избирательные институты Турции, и о пространстве для конкуренции, которое всё равно остаётся», – отмечает автор.
Высший избирательный совет (YSK) ещё подсчитывает голоса, но Шенкан считает, что он ждёт указаний о том, когда объявить результаты. Если ПСР обеспокоена результатом, она внесёт изменения в правила в последнюю минуту, как в референдуме 2017 года, или приостановит выпуск данных, как в голосовании 2014 года, чтобы получить нужный результат, утверждает Шенкан. Однако в любом случае, считает аналитик, сейчас не тот случай, поскольку вероятно, что «ПСР, должно быть, сильно проиграла, что говорит о серьёзном недовольстве среди стамбульцев, учитывая контроль партии над СМИ и длительное пребывание у власти в городе».
Остаются вопросы о том, что будет дальше в Стамбуле и Анкаре. Губернаторы по-прежнему будут назначаться президентом и контролировать безопасность и общественный порядок, в то время как муниципальные границы были расширены до границ провинции в 2014 году, что делает мэров сродни губернаторам во многих местах.
«Это создаёт то, что может быть серией столкновений между центральным государством и крупными муниципалитетами, что было более распространено на юго-востоке Турции», – указывает Шенкан. При этом автор добавляет, что многие губернаторы от ПСР могут «использовать свою позицию, чтобы подорвать работу города и заставить оппозицию выглядеть плохо».
Шенкан задаётся вопросом, смогут ли Эрдоган и ПСР признать поражение после многих лет демонизации оппозиции и манипулирования избирательными правилами.
«Впереди ещё больше турбулентности, если ПСР не сможет принять поражение и работать с оппозицией для решения экономического кризиса, изоляции Турции от её традиционных союзников и народного недовольства», – заключил Шенкан.