«Ориентация Эрдогана на безопасность не нашла поддержки у турецких избирателей»

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, столкнувшись с глубокими экономическими проблемами, попытался провести местные выборы в Турции, уделив большое внимание вопросам национальной безопасности, но, похоже, потерпел неудачу.

Об этом в аналитической статье для Conversation пишут эксперты Ихсан Йылмаз и Эрдоан Шиполи.

«Когда Эрдоган победил на президентских выборах в Турции в июне прошлого года, он фактически стал автократом с небольшим количеством сдержек и противовесов», – отмечают профессор-исследователь и глава кафедры исламоведения и межкультурного диалога в университете Дикин Йылмаз и Шиполи, приглашенный исследователь Университета Джорджтауна.

Однако лира подешевела более чем на треть, уровень безработицы вырос до 13,5%, и экономика Турции вступила в стадию рецессии. Эрдоган, по словам аналитиков, надеялся отвлечь избирателей от экономических проблем, коррупции и неэффективности, с которыми на сегодняшний день столкнулась Турция, прибегнув к моральной панике и политике страха. Результаты выборов показывают, что его стратегия не сработала.

Эрдоган в своём микроблоге в Twitter в феврале изложил свою предвыборную позицию с помощью диаграммы, в которой перечислены некоторые качества союза его партии с Партией националистического движения (ПНД) наряду с характеристиками основного оппозиционного альянса, сформированного Народно-республиканской партией (НРП), «Хорошей партией» и «Партией счастья».

По словам президента, союз НРП был сформирован на улицах 15 июля, намекая на его связь с неудавшейся попыткой переворота, предпринятой в 2016 году, утверждают Йылмаз и Шиполи. Он назвал этот альянс «плодом секретных переговоров», связав его с находящимся в заключении лидером запрещённой Рабочей партии Курдистана (РПК) и Фетхуллахом Гюленом, которого Турция считает организатором путча.

«Эрдоган, сосредоточив внимание на терроризме и национальной безопасности, предположил, что эти выборы являются вопросом выживания турецкой нации, что считается довольно испытанной и верной тактикой среди политиков», – пишут аналитики, сославшись на то, что турецкий президент неоднократно демонстрировал на предвыборных митингах видеозапись нападения на мечеть в Новой Зеландии.

«Это соответствовало риторике ПСР после событий в парке Гези в середине 2013 года, когда Турция якобы подверглась нападению крестоносцев с Запада и евреев», – отмечают они.

По их словам, в связи с тем, что ПСР контролирует около 95% освещения в СМИ, выборы в Турции в течение некоторого времени были несправедливыми.

НРП увеличила свою долю в общем голосовании с 26,6% на местных выборах 2014 года до 30%, получив поддержку избирателей в Анкаре и в Стамбуле. Теперь НРП контролирует города, которые производят более 60% ВВП Турции.

«Это говорит о том, что избирателей Турции не впечатлили речи о национальной безопасности правящей партии, повествование об исламистской жертве и теории антизападного заговора. Вместо этого они предпочли голосовать, руководствуясь вопросам хлеба и масла. Теперь мы можем надеяться, что однажды турецкие политики будут нести ответственность за свои действия, а не прятаться за сфабрикованной моральной паникой и мнимыми проблемами безопасности», – заключают аналитики.