На местных выборах в Турции в прошлое воскресенье, одним из самых больших источников споров было поведение агентства Anadolu (АА), государственного информационного агентства, которое было основным источником результатов голосования.
Об этом пишет журналист Диджле Эсийок для Ahval.
Он напоминает, что результаты АА показали, что кандидат правящей Партии справедливости и развития (ПСР) в Стамбуле Бинали Йылдырым лидировал на протяжении большей части воскресной ночи. Но когда казалось, что ситуация вот-вот изменится и Экрем Имамоглу, кандидат от главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП), начнёт выходить вперёд, обновления от АА внезапно прекратились и не публиковались более 12 часов.
На следующее утро глава официальной избирательной комиссии сказал, что подсчёт показывает, что Имамоглу опережает Йылдырыма, пишет обозреватель.
Критики турецкого правительства, исходя из этого, предположили, что генеральный директор AA Шенолу Казанджи прекратил публикацию обновлений по просьбе ПСР.
Эсийок отмечает, что явный фаворитизм, проявленный правящей партией в ночь выборов, для многих поставил важный вопрос: как изменилось национальное информационное агентство за 17 лет правления ПСР?
«История Анадолу восходит к 1923 году, году основания республики. Агентство было учреждено за несколько недель до создания Великого Национального собрания Турции, в разгар освободительной войны Турции», – указывает он.
АА получило автономный статус 1 марта 1925 года и продолжает официально функционировать как автономная корпорация. Но сотрудники АА рассматриваются как государственные чиновники, и после прихода ПСР к власти в 2002 году агентство быстро стало органом правящей партии.
Журналист добавляет, что бюджет агентства финансируется Генеральным директоратом по вопросам печати и информации (BYEGM). АА сообщило о потерях в размере 65 млн лир (34 млн долларов) в 2011 году и 105 млн лир (49 млн долларов) в 2013 году, что вынудило перечислить 112 млн лир из бюджета дирекции в следующем году, чтобы закрыть дефицит.
«Фактически, за три года, предшествующих 2014 году, Анадолу получило 386,9 млн лир от BYEGM, но в 2013 году его доход от подписки составил 28,5 млн лир», – отмечает Эсийок.
Правительственный отчёт 2015 года о деятельности BYEGM показал, что 70% его институционального бюджета ушло в Анадолу за предыдущие восемь лет – в общей сложности 715 млн лир, обращает внимание обозреватель.
«Но наряду с исключительным финансированием, которое получает Анадолу, должны быть обязательства, и многие считают, что агентство стало продолжением правящей партии», – пишет автор.
По его словам, в 2015 году Мурат Эмир, член парламента от НРП, подал парламентский запрос, требуя ответ на утверждения о том, что кандидатам на работу в Анадолу задавали вопросы для определения их политических взглядов и нанимали по этим ответам.
Эсийок утверждает, что опасения оппозиции по поводу Анадолу проявлялись ранее – с момента назначения Казанджи генеральным директором в 2014 году. «Казанджи известен как человек президента Реджепа Тайипа Эрдогана, который работал журналистом в проправительственном издании Yeni Şafak, прежде чем стать одним из главных советников тогдашнего премьер-министра в 2011 году», – указывает автор.
Также известно, что Казанджи был другом сына Эрдогана Биляла ещё со средней школы.
В прошлом году агентство снова стало объектом критики после того, как проправительственный телеканал поделился результатами выборов, полученными от Анадолу, за пять дней до голосования.
«За несколько месяцев до местных выборов в прошлое воскресенье оппозиционные политики вновь выразили сомнения в объективности Анадолу. Депутат от правоцентристской оппозиционной партии "Хорошая партия" Ясин Озтюрк заявил в парламенте, что удостоверения личности агентства "Анадолу" распространялись среди членов молодёжного крыла ПСР», – пишет автор.
Претензии Озтюрка укреплялись в ночь выборов, когда обновления подсчёта голосов Анадолу резко прекратились в 11:21. Вскоре появились слухи о том, что должностные лица избирательного участка ПСР давали данные Анадолу из системы, используемой партией для мониторинга результатов. По сообщениям, обновления агентства были прекращены, когда эта система сломалась в Стамбуле, отмечает Эсийок.
Сотрудник агентства АА пожелавший остаться неизвестным рассказал Ahval, что точный источник данных в ночь выборов оставался тайной для персонала, но ведомство работало в тесном контакте с представителями ПСР в течение всей ночи.
«Я думаю, что (Анадолу – ред.) получает свою информацию из штаба провинции ПСР. У агентства нет людей, чтобы держать репортёров у каждой урны», – указал он.