«Побеждённый Эрдоган попытается разделить оппозицию»

Реакция Реджепа Тайипа Эрдогана на результаты местных выборов 31 марта подчёркивает простой факт: президент Турции в отчаянии.

Такого мнения придерживается колумнист Ahval Гёкхан Баджик.

«Углубление экономического кризиса в стране – теперь официально рецессия – является главным ограничением способности Эрдогана маневрировать. На горизонте мало надежды на восстановление экономики, учитывая, что Эрдоган вряд ли примет радикальные изменения в своей экономической повестке дня», – указывает автор. Даже если Эрдоган уступит рациональной экономической политике, меры жёсткой экономии, скорее всего, приведут к сокращению поддержки избирателей, считает журналист.

«Но президент утверждает, что продолжит популистскую экономическую политику своей правящей Партии справедливости и развития (ПСР), опасаясь потери поддержки даже в консервативных анатолийских городах, которые до сих пор твёрдо поддерживали его. Проблема в том, что у Эрдогана и ПСР практически нет денег», – пишет Баджик.

Он отмечает, что в последние два года Эрдоган стремился оживить экономику, просто превратив государство в агента дешёвых кредитов. По словам автора, эта стратегия привела к негативной реакции в виде неэффективных займов, инфляции, роста безработицы и затяжного валютного кризиса.

Баджик считает, что вторая главная дилемма Эрдогана – внешняя политика. За последние несколько лет отношения Турции с Европейским Союзом и Соединёнными Штатами ухудшились, и она начала склоняться в сторону российской сферы влияния, что вряд ли повысит экономику Турции или её безопасность, добавляет журналист.

«Третья проблема является прямым результатом авторитаризма Эрдогана: в его ПСР сейчас доминируют посредственные лоялисты и "да-люди". Этот так называемый "эрдоганизм" значительно ослабил политические и институциональные возможности ПСР», – подчёркивает колумнист.

По его словам, амбициозная стратегия Эрдогана по преобразованию самого себя в мощное государство увенчалась успехом, но она также привела к маргинализации или увольнению уважаемых и квалифицированных деятелей, таких как бывший президент Абдуллах Гюль и бывший заместитель премьер-министра Али Бабакан. В значительной степени сегодняшняя ПСР может предложить своему главе немного больше, чем лояльность.

«Тяжёлые дни ждут Эрдогана в отношении экономики и внешней политики. Как и во время предвыборной кампании, президент, скорее всего, выберет негативные стратегии, направленные на подрыв оппозиции. Политическая теория выживания Эрдогана, звучит примерно так: если вы не можете укрепить свои позиции, атакуйте и ослабляйте противника», – пишет обозреватель.

Исходя из этого, указывает Баджик, Эрдоган, вероятно, разработает новые стратегии для подрыва сотрудничества между основной оппозиционной Народно-республиканской партией (НРП), её националистическим партнёром «Хорошей партией» и прокурдской Демократической партией народов (ДПН). Хотя ДПН формально не входила в коалицию оппозиционеров.

«Но, несмотря на избирательное сотрудничество партий, многие сторонники «Хорошей партии» и НРП по-прежнему скептически относятся к ДПН. Видя это, Эрдоган, вероятно, попытается использовать разногласия между ДПН и двумя другими сторонами. Он прекрасно знает, что ахиллесовой пятой, анти-ПСР коалиции является курдский вопрос», – заключает Баджик.