Референдум 2017 года в Турции показал, что выборы в 2019 году, возможно, не будут удачными для президента Реджепа Тайипа Эрдогана, поскольку коалиция, выступающая за изменения, выиграла только с 51,4% голосов - несмотря на поддержку Партия националистического движения (ПНД) и на фоне весомых заявлений оппозиции о нарушениях при подсчёте голосов.
Об этом пишет главный редактор Hürriyet Daily News Мурат Йеткин, напоминая, что Партия справедливости и развития (ПСР) и ПНД вступили в партнёрство на референдуме по конституционным изменениям в апреле 2017 года, а недавно организовали альянс для выступления на президентских и парламентских выборах 2019 года..
Йеткин отмечает, что новая президентская президентская система гласит, что президент будет избран максимум в два тура: чтобы быть избранным в первом туре, кандидат должен выиграть 50% плюс 1 голос.
«Президент Реджеп Тайип Эрдоган хочет переизбраться на выборах в ноябре 2019 года, в которых первый раунд будет проводиться вместе с парламентскими выборами. Эрдоган также хочет сохранить доминирующую позицию ПСР в парламенте, чтобы без проблем издавать законы», - замечает журналист.
Но, вспоминая результаты референдума, автор указывает, что в большинстве крупных городов, включая два оплота ПСР - Стамбул и Анкару, преобладали голоса "Нет". «Неслучайно, что мэры ПСР из обоих городов подали в отставку после требований штаб-квартиры партии. Если бы Эрдоган и штаб-квартира ПСР полагали, что они могут сами выиграть президентские выборы и сохранить свои парламентские позиции, они бы не захотели вступить в союз с ПНД», - анализирует Йеткин.
Лидер ПНД Девлет Бахчели, напротив, считает автор, стремился войти в такой союз, увидев глубину раскола в своей партии на голосовании по референдуму. Ведь с недавним основанием «Хорошей партии» ПНД будет сложно получить необходимые 10% на выборах и, таким образом, попасть в парламент. «Поэтому Бахчели успешно использовал потребность Эрдогана в 50%, чтобы убедить его войти в альянс. Выиграв выборы по методу альянса, не беспокоясь о 10%-ом препятствии, депутаты ПНД смогут создать свою собственную группу в парламенте», - утверждает колумнист.
Поэтому, отмечает он, есть два ключевых фактора, лежащих в основе проекта альянса, который основная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) назвала «коалицией одного человека» и который, вероятно, сформирует сильный консервативно-националистический фронт в турецкой политике в ближайший период: добиться переизбрания Эрдогана и помочь ПНД попасть в парламент.