«Выборы в 2019 году не будут выборами вообще. Турция вступит в совершенно новую политическую систему», - сказал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на заседании Партии справедливости и развития (ПСР).
Это было ясное заявление Эрдогана о намерениях, пишет главный редактор Ahval Явуз Байдар. Это означает, что мастер политической инженерии Турции сделает всё возможное, чтобы построить устойчивое самодержавие, отмечает он. Когда президент смотрит на финишную черту, он кажется сильным и уверенным настолько, что эксперты начинают говорить, что Эрдоган имеет хорошие шансы сохранить верховное руководство на всю жизнь.
Байдар задаётся вопросом, означает ли это, что турецкий лидер на своём долгом пути стремится к абсолютной власти? Ведь вполне ясно, что последние события ему благоприятствуют, замечает автор. Например, ПСР предложила новые избирательные правила, которые были подвергнуты критике со стороны оппозиции за то, что они поставили под угрозу справедливость выборов. Эти правила позволяют создавать предвыборные альянсы между политическими партиями и, хотя порог в 10% для вступления в парламент остаётся, он будет применяться к сумме голосов, полученных альянсом. Число депутатов, в свою очередь, будет определяться по сумме голосов альянса.
И в этом случае, считает журналист, новая система альянса будет полезна для ПСР, чтобы обеспечить место для крайне правых партий в парламенте, даже если это ликвидирует в парламенте прокурдскую Демократическую партию народов (ДПН). Конечно, даже если ДПН пройдет 10%-ый порог, все карты в руках у Эрдогана, уточняет он, и в его власти закрыть партию, ссылаясь на связи с запрещённой Рабочей партией Курдистана (РПК) и войну в Сирии.
Кроме того, напоминает Байдар, предлагаемые изменения включают положения, касающиеся «безопасности выборов»: ящики для голосования могут быть перемещены по соображениям безопасности, будет разрешено присутствие полиции на избирательных участках, распечатанные бюллетени будут считаться действительными без печатей - у властей будет больше возможностей повлиять на процедуру подсчёта голосов.
«Эрдоган хочет создать союз между исламистской ПСР и крайне правой Партией националистического движения (ПНД). Он надеется, что такой союз и будет оставаться доминирующей силой в турецкой политике в обозримом будущем», - пишет автор.
По его словам, «Народная коалиция» будет привлекательным для подавляющего большинства антизападного консервативного большинства Турции, ведь оно включает в себя исламистские и ультранационалистические сегменты.
Однако журналист не исключает возможности того, что Эрдоган расширит свою базу.
«Очевидно, что курдский вопрос, как внутри страны, так и в Сирии, лежит в основе стратегии Эрдогана по достижению абсолютной власти», - уточняет Байдар, имея в виду возможную ориентацию политики президента на курдских избирателей.
А недавние слова турецкого лидера о том, что нынешнее «лето будет очень жарким для террористической организации (РПК - ред.) и её сторонников» означает, что Эрдоган намерен закрепить свою высокую ставку на победу в национальных и президентских выборах в следующем году, превратив вторжение в Африн в устойчивый конфликт.
По мнению Байдара, военные действия Турции в Африне - инструмент для манипулирования мнением внутри страны. Его можно использовать в качестве предлога для продления срока действия чрезвычайного положения до выборов, и это может помочь укрепить имидж Эрдогана как главнокомандующего, сильного лидера, который разберётся со всеми, кто играет в игры, подрывающие единство Турции.
Автор полагает, что существует ещё один важный вопрос: может ли оппозиция сформировать предвыборные альянсы? По словам журналиста, в таком случае либо Народно-республиканская партия (НРП), либо «Хорошая партия» должны будут вступить в альянс с прокурдской Демократической партией народов (ДПН). Это, в свою очередь, маловероятно по нескольким причинам.
«Хорошая партия», как отмечает Байдар, никогда бы даже не подумала о таком шаге, а если бы НРП сделала шаг к ДПН, Эрдоган запустил бы мощную кампанию, которая нарисует республиканцев пособниками террористов.