«Эрдоган ведет хитроумную игру в кошки-мышки с оппозицией»

| Явуз Байдар

«Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принимает разрушительный удар по юридическим и политическим институтам республики в попытке заглушить своих политических оппонентов», — написали два видных турецких наблюдателя, Генри Барки и Стивен Кук, в статье для The American Interest.

Сосредоточившись на недавних политически мотивированных судебных вопросах в Турции, включая дело Мустафы Кочака, умершего в турецкой тюрьме, и Зюлала Кочера, которому грозит расследование за публикацию о насилии со стороны полиции, Барки и Кук указывали: «Эрдоган и ПСР (Партия справедливости и развития — ред.) использовали правовую систему страны для грубого нарушения основных свобод, подавления инакомыслия и запугивания граждан — иногда со смертельным исходом».

По их словам, Западный альянс, частью которого является Турция через НАТО и её желание присоединиться к Европейскому Союзу, был создан для борьбы с этими патологиями.

Публикация этой статьи по иронии судьбы совпала с очередным скандалом в Турции вокруг её парламента, организованным президентом Эрдоганом и его партнёром по власти Девлетом Бахчели, лидером ультраправой Партии националистического движения (ПНД).

В парламенте было принято решение, подобное свершившемуся факту, лишить мест и полномочий в качестве избранных парламентариев трёх оппозиционных депутатов — Эниса Бербероглу от главной оппозиционной светской Народно-республиканской партии (НРП), а также двух курдских депутатов — Лейлу Гювен и Мусу Фарисогуллары от прокурдской левой Демократической партии народов (ДПН). Вскоре после голосования все трое были арестованы и отправлены в тюрьму, чтобы отбыть оставшееся наказание, которое они получили пару лет назад — за обвинения, основанные на чистой свободе слова.

Бывший заместитель министра обороны Турции был приговорён к пяти годам тюремного заключения за то, что он разгласил государственную тайну, обнародовав фотографии якобы имевших место поставок оружия турецкими спецслужбами сирийским повстанцам. Гювен и Фарисогуллары были осуждены за членство в запрещенной Рабочей партии Курдистана (РПК) после выступления против вторжения Турции в Северо-Восточную курдскую провинцию Африн и посещения поминальных служб семьями членов РПК, погибших в столкновениях с турецкими военными.

Эпизод привёл к массовому возмущению, как НРП, так и ДПН кричали нецензурно, а крошечная часть средств массовой информации, которая не находится под контролем правительства, объявила: «Ещё один гражданский переворот!» Депутаты ДПН собрались в Анкаре и столкнулись с полицейскими преследованиями.

Но Бербероглу теперь вышел из тюрьмы, освобождённый ночью 5 июня, а власти ссылаются на меры Турции против распространения коронавируса COVID-19 в тюрьмах.

Непосредственный вопрос заключается в том, почему остальные два депутата не были освобождены. «Вероятно, курды невосприимчивы к COVID-19», — горько-ироничная шутка, которая распространилась в социальных сетях.

Ответ прост: президент Эрдоган в сопровождении Бахчели играет в кошки-мышки с разрозненной оппозицией, продолжая спокойно дискриминировать третью по величине парламентскую группу избранных депутатов-ДПН — и, самое главное, вбивая более глубокий клин между НРП и ДПН, чтобы блокировать возможный оппозиционный фронт, который может быть построен между ними.

Освободив Бербероглу и оставив двух курдских депутатов за решёткой, солидный жёсткий силовой блок в Анкаре посылает чёткий сигнал главной оппозиции: Даже не думайте о едином продемократическом лагере с прокурдской партией — или ещё что-нибудь.

Теперь речь идёт о том, будут ли высшие эшелоны власти действовать соответственно и выполнять предупреждение. Наиболее вероятно, что большой «прогосударственный» фланг внутри партии получит сообщение и продолжит с низкой интенсивностью противодействовать арестам, если вообще будет.

При обычных обстоятельствах ни один из троих не был бы обвинён вообще. Обвинения и тюремные сроки просто смехотворны. Но причина освобождения Бербероглу теперь будет стоять как мощный символ того, как Эрдоган и его партнёры по власти вооружают судебную систему и инструментализируют её в полной мере.

«Парадоксально, но Эрдоган, который курирует эту систему запугивания, был в ушедшую эпоху жертвой той же самой политической справедливости», – указали Барки и Кук, напоминая, что Эрдоган в 1998 году был осуждён за подстрекательство к мятежу за чтение на митинге стихотворения, «которое тогдашние власти, особенно военный истеблишмент, истолковали как исламистский призыв к оружию».

Одна из величайших ироний Эрдогана, писали они, заключается в том, что он использует те же самые методы несправедливости, которые он перенёс, чтобы подорвать своих собственных противников.

Правительство проигнорировало призывы освободить всех политических заключённых (по данным Human Rights Watch, около 50 тыс. из них находятся в турецких тюрьмах), увеличив их число ещё на два. Отсутствие верховенства права и произвол политических лидеров остаются фактами, которые говорят сами за себя.

Оригинал