Парк Гези 365 дней спустя: Турция разделилась еще больше

| Явуз Байдар

Никто не ожидал, что первая годовщина со дня протестов в парке Гези будет сопровождаться красивой картинкой. Но в общем пейзаже Стамбул просматривается как гораздо более разделенное общество, желчное и глухое, раскол между частями которого превратился в пропасть.

Триста шестьдесят пять дней хаоса в 11 городах, сопровождаемые насилием и ужасом, — доказательство того, насколько успешно премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган подготовил почву для правления страной с социальным расколом, который он сознательно и упорно расширил, руководствуясь инстинктом самосохранения.

Нас мало чем можно удивить во время беспорядков. Детей 11—12 лет забирали в полицейские участки. Один из демонстрантов едва выжил после того, как поддерживаемая полицией банда попыталась расправиться с ним на одной из улиц района Джихангир. Депутат еле отбился от полицейского, который пытался удушить его во время драки в Адане.

Для того чтобы продемонстрировать миру, насколько «решительно» настроено турецкое правительство (или, скорее, премьер-министр), был произведен арест нашего коллеги из CNN International Айвана Уотсона, проработавшего последние двенадцать лет в Турции, — он был арестован во время репортажа в прямом эфире. Именно так СМИ и запомнят события 31 мая 2013 года.

Опасность была повсюду. После того как во второй половине дня демонстранты попытались занять площадь Таксим, в Старом городе — между мечетью Султанахмет (Голубая мечеть) и собором Святой Софии — группа людей устроила шествие в сторону моря в память четвертой годовщины инцидента с «Мави Мармара», осуждая Израиль и требуя заново открыть собор Святой Софии в качестве мечети.

Никто не вмешивался, и разница в отношении к толпам, одной — глубоко религиозной и другой — преимущественно городской, светской, с представителями алевитов, послужила ярким примером дискриминации.

В течение этого дня мы наблюдали за тем, как Стамбул физически разделился на две части. Хорошо, что стороны не встретились друг с другом на мосту Золотой Рог. Молодая социальная арена города похожа на сухую солому — одной искры достаточно, чтобы разжечь волну столкновений.

Теперь, спустя 365 дней, площадь Таксим, ставшая символом и историческим памятником левого движения Турции в прошлом году, превратится в место, где молодое поколение будет отстаивать свои требования защиты экологии и борьбы с коррупцией, добиваясь уважения, свободы и права оставаться самими собой.

Глупость правительства привела к тому, что оно, во главе с Эрдоганом, помогло разжечь протесты на площади Таксим, благодаря политике no pasaran («они не пройдут»). Не извлекая уроков из истории, к сожалению или к счастью, они позволили площади Таксим стать взрывоопасным, избегаемым туристами местом с усиленной охраной, где будут проводиться все виды социального самовыражения.

Тем не менее остается вопрос — смогут ли события в парке Гези спустя 365 дней оказать какое-либо влияние на предстоящие выборы.

Можно точно сказать, что ни одна из оппозиционных партий — ни Народно-республиканская партия (НРП), ни мелкие партии «зеленых» — не смогли извлечь уроки, сделать выводы и наладить мосты с растерянной толпой, которая также была недовольна узколобой политикой Партии анти-справедливости и развития (ПСР).

В этом смысле события в парке Гези по-прежнему остаются «выходом», факелом для поиска проходов в темном туннеле, который находится под строгим контролем Эрдогана. Время может встать на сторону «духа Гези», а может и нет. Это будет зависеть от многих факторов.

Городская социальная база «Гези» непрозрачна; она может продолжать отвержение традиционной политики, но рано или поздно социальная реальность Турции неизбежно заставит всех граждан занять определенную позицию.

Сейчас становится ясно, что ПСР под руководством Эрдогана будет проводить политику дискриминации. Даже у курдов и курдского политического движения политика «ослепления и замедления» стала подвергаться критике и вызывать нетерпение. Алевиты считают, что они де-факто определены в граждане третьего сорта — униженные и очерненные. Но мусульмане-сунниты также потеряли доверие к власти. Греческий Патриархат глубоко обеспокоен судьбой собора Святой Софии, из которого хотят сделать мечеть. Армяне в недоумении от того, что городские власти, подконтрольные ПСР, требуют обратно переданные им земли. Все это медленно подготавливает почву для создания альтернативы Эрдогану.

Недостатком является то, что Турции не хватает культуры консенсуса.