Сегодня в Турции стартовал важный процесс, который определит судьбу статуса Айя-Софии (Собор Святой Софии).
Небольшая предыстория: В 1453 году после завоевания Константинополя Фатих Султан Мехмет переделал православный собор в мечеть. Мечеть получила название Айя-София. Вплоть до 1931 года Айя-София функционировала как мечеть. Спустя три года после решения о закрытии мечети для богослужения, в 1934 году, Совет министров Турции принял документ изменивший статус мечети в музей. И в 1935 году Айя-София уже открылась для посетителей.
С тех пор множество раз граждане Турции подавали прошение в Государственный совет (Danıştay) отменить решение кабинета министров от 1934 года и вернуть музею статус мечети. Госсовет всё время отказывал в рассмотрении обращений по разным причинам.
И сама новость: Государственный совет на этот раз решил удовлетворить жалобу о решении 1934 года и рассмотреть требование отменить это решение. ❗️Заседание состоится 2 июля.
До сих пор в Турции вопрос Айя-Софии решался в политическом контексте. Т.е. все требования, поступавшие от граждан с просьбой вернуть статус мечети, получали отказ Госсовета не по юридическим причина, а по политическими и ввиду туристического значения этого исторического объекта.
Турецкие юристы – которым я лично доверяю – утверждают, что юридически никаких предпосылок для того, чтобы не одобрить это прошения нет, вся цепочка юридических решений, принадлежности – как, к примеру, собственности турецким вакфам этого сооружения, позволяют принять решение в пользу возвращения Айя-Софии статуса мечети.❗️
По мнению тех же юристов, вся эта катавасия может быть решена, при желании, одним росчерком пера президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
Но! Решение это нелёгкое, так как Айя-София — это символ: политический, исторический и архитектурный. У этого решения могу быть серьёзные последствия особенно извне. Но, возможно, Эрдоган считает, что сейчас подходящий момент, внутренняя конъюнктура в приоритете. Однако он выбрал не простой путь, а через юридические дебри, во-первых, чтобы опереться на право, и во-вторых, чтобы оценить реакцию и возможные последствия.
Ататюрк сделал Айя-Софию музеем и первым посетил её в этом статусе, Эрдоган сделает из музея мечеть, и совершит там намаз. Учитывая то, что большая часть турок считает Айя-Софию памятью и аманатом (вверенное на хранение – религиозный термин) Фатиха Султана Мехмета это решение турецкого президента (если он его примет) будет историческим и положительно сыграет на рейтинге. Хотя в этом вопросе Эрдогану, политику, для которого, безусловно, большое значение имеет рейтинг, эта тема важна не только из-за политических очков, но и личным отношением.
Я хотел бы напомнить слова Эрдогана, которые он сказал публично в прошлом году, когда эта тема была использована в преддверии местных выборов: «Все эти разговоры — провокация с целью вызвать реакцию против Анкары извне, и для начала нужно заполнить Голубую мечеть, которая напротив». ❗️
Посетите канал автора текста в Телеграме: Повестка дня Турции