Громкое дело, в котором обвинялись турецкие журналисты – главред газеты Cumhuriyet Джан Дюндар и представитель газеты Эрдем Гюль, – вчера практически завершилось. Однако во время перерыва в судебном заседании чуть не случилась трагедия.
На Дюндара, который вышел дать комментарий касательно судебного процесса, было совершено покушение. На площади у здания Дворца правосудия, в то время как журналист собирался дать интервью большому количеству турецких и иностранных телеканалов, неизвестный мужчина вдруг направил пистолет в сторону Дюндара и начал стрелять. Три выстрела. И, по счастливому обстоятельству, все мимо. И даже не по «счастливому обстоятельству», а благодаря героическому поступку жены Дюндара, которая при виде оружия сразу же набросилась на преступника, пытаясь прикрыть своего мужа. Дюндара в это время быстро отвели от места происшествия. Полицейские в штатском направили пистолеты на стрелка и обезоружили его. Он не сопротивлялся. Выбросив оружие, лёг на землю.
Почему преступник не смог попасть? Пытался ли он действительно убить Дюндара? Кто-то говорит, что он целился в ногу журналиста, кто-то утверждает, что это был просто акт запугивания. Однако в последнее время в отношении инакомыслящих журналистов турецкие проправительственные СМИ пишут и говорят так много клеветы, что вполне можно себе представить, как эти публикации могут повлиять на умы горячих голов.
После инцидента Дюндар дал показания в суде. А потом направился на свой процесс, на котором должны были огласить окончательное решение по делу о грузовиках, предположительно принадлежащих Национальному разведывательному управлению (MIT), перевозивших то ли гуманитарную помощь для туркоманов, то ли оружие для сирийских боевиков. С грузовиков всё и началось. В январе 2014 года в провинции Адана республиканский прокурор (которого вскоре сместят и осудят) даст указания жандармерии остановить и проверить подозрительные грузовики, которые направлялись к турецко-сирийской границе. Тогда ещё не было ни видеоматериалов, ни фото о том, что могло находиться в грузовиках. Но в некоторых СМИ появилась информация, что грузовики перевозили оружие для сирийских боевиков. Спустя короткое время сам Эрдоган заявил, что никто не имеет права проверять грузовики, принадлежащие спецслужбам, тем самым подтвердив, что они действительно принадлежали MIT. Позже он скажет, что грузовики перевозили гуманитарную помощь туркоманам.
Тогда же один из нынешних замов премьера, а тогда ещё оппозиционный политик от националистической партии клялся в прямом эфире CNN Türk, что эти грузовики не направлялись туркоманам. Турецкое общество спорило, но интерес к теме постепенно угас. Вся Турция благополучно начала верить в то, что в грузовиках была гуманитарная помощь. Как вдруг! Спустя год после инцидента в газете Cumhuriyet Джан Дюндар на первой полосе издания опубликовал расследование с заголовком «Вот то оружие, которого, по словам Эрдогана, не было». На сайте же издания появились видеоматериалы, содержащие записи процесса досмотра грузовиков, а также споров между военными и водителями, которые представлялись сотрудниками спецслужб. На видеокадрах было видно, что в грузовиках находились боеприпасы, оружие и снаряды.
Дюндара обвинили в шпионаже, в попытке госпереворота, в желании свергнуть правительство ПСР (партия Эрдогана) и симпатиях к проповеднику Фетхуллаху Гюлену. Тогда особенно модно было обвинять всех неугодных в членстве в так называемой тайной организации «параллельная структура», которой якобы руководит проповедник. Все грехи и беды, происки темных сил — сборная солянка всех худших намерений, приписываемых одной организации. Эрдоган назвал организаторов инцидента «параллельной структурой», пообещал, что журналисты дорого поплатятся за публикацию, и что он не оставит этого дела просто так.
Прокатило. Спустя шесть месяцев после публикации и через два дня после инцидента с российским Су-24, власти Турции арестовали Дюндара и Гюля. Начался процесс. Журналисты сидели в застенках известной тюрьмы Силиври – в которой уже находились неугодные режиму Эрдогана журналисты, политики и полицейские. В конце февраля Конституционный суд вынес решение о том, что права журналистов нарушены и нахождение Дюндара и Гюля в тюрьме незаконно. Главред Cuhmuriyet назвал это событие торжеством правосудия и поражением Эрдогана. Президент Турции, в свою очередь, заявил, что никогда не примет решение КС об освобождении Дюндара и Гюля и не намерен уважать его.
И вот вчера был суд. И было покушение. Слава Богу, неудачное. Суд огласил решение, дав по пять лет журналистам. Суд не нашёл признаков шпионажа и госизмены, а также признаков членства журналистов в «параллельной структуре», поскольку ее существование не доказано. Но журналистов признали виновными в разглашении государственной тайны. Выходя из зала суда (приговор ещё не приведён в силу, ожидается решение Верховного суда), Дюндар объяснил, почему в него стреляли. «Сегодня мы пережили два покушения. Первое вы видели – это было покушение из огнестрельного оружия, второе – правовое. Я получил 5 лет и 10 месяцев, а Эрдем – 5 лет тюрьмы. Мы получили эти сроки за то, что занимались своей профессиональной деятельностью. Эти пули были выпущены не в нас. Эти покушения совершены против всех журналистов Турции. Давлением, цензурой и запугиванием нас пытаются заставить молчать. Нас запугивают, чтобы страх не давал нам возможности заниматься журналистикой».
Текст был написан для блога Эхо Москвы