Для чего Шойгу ездил в Турцию?

| Яшар Ниязбаев

В эти дни очень интересно развиваются события вокруг сирийского района Африн. Район находится под контролем сирийских курдов, они называют его частью Рожавы (сирийский Курдистан или западный Курдситсан.)

Африн один из курдских кантонов на север-западе Сирии, отрезанный от остальных трёх (Манбидж, Кобане, Джазире) вооруженными силами Турции. Африн граничит с двумя турецкими провинциями - на западе Хатай и Килис на севере.

Всю прошлую неделю со стороны Анкары звучали обещания войти в Африн. Также в турецких СМИ появились тексты о том, что вооруженные силы Турции готовы начать новую операцию в Сирии. В газете Milliyet со ссылкой на российские источники в МИДе была размещена информация о том, что РФ отозвала своих военных из Африна, и таким образом якобы дала зелёный свет на новую турецкую компанию.

Ранее турецкие журналисты рассказывали, что в Африне находятся российские военные, их нахождение там ограничивает турок в их намерении освободить город от курдов. Анкара говорила как минимум о семи точках с российскими военными. Это не могло не раздражать турецкое правительство и часть общества, которое видит угрозу в создании курдского государства на севере Сирии. И вот якобы заявление МИД РФ о том, что российские военные покинули Африн, а потом вдруг якобы Россия опровергает эту информацию. Интересно, что всё это обсуждается в турецких СМИ, а в России ничего подобного не говорят. Кто делает заявления, и кто опровергает - непонятно. Создается впечатление, будто таким образом проправительственные и оппозиционные СМИ Турции пытаются соперничать друг с другом. Вбросы, фейки, неназванные источники.

В беседах с гражданами Турции (поддерживающими действия правительства в вопросе Сирии), можно почувствовать полную уверенность, что Россия в этом вопросе на стороне Турции. И Анкара вот-вот вытеснит курдов из Африна. Ведь так говорит турецкое телевидение. После Африна на очереди останется лишь Манбидж, который всегда был в планах Турции. О Кобане и других кантонах Анкара не так волнуется. Так как ее красная черта - западная сторона реки Евфрат. А Кобане и Джизре на востоке Евфрата.

Несколько месяцев назад была схожая ситуация: в Турции говорили об Африне и Манбидже, как вдруг курды опубликовали кадры с российскими военными и якобы базы РФ в этом городе. А в Манбидже на линии фронта «Щита Евфрата» курды передали некоторые поселения под руководство правительственных войск Дамаска. Т.е. обе ситуации тормознули намерения Анкары решить беспокоящий её вопрос о возможном создании курдского государства на севере Сирии. И даже было объявлено о завершении операции "Щит Евфрата". Позже в мае, когда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган встретился с президентом РФ Владимиром Путиным, он - по его словам журналистам (во время полета из Москвы) - показал фотографии российских военных с представителями курдских группировок (но не было ясно то ли речь шла фотографиях якобы базы в Африне, или о фотографиях с празднования Навруза, на которых были запечатлены российские военные), и Путин Эрдогану якобы сказал, что не знал об этом и пообещал разобраться.

И вот вчерашний визит Шойгу. Видимо, там главной темой был возможная операция на Африн. Только вопрос заключается в том, такой важный представитель России приехал поддержать амбиции Анкары, или же наоборот - переубедить?