В Турции на прошлой неделе произошло нечто. Кто-то называет это попыткой переворота, кто-то видит в этом событии неуклюжую пародию на захват власти. Говорят, для того, чтобы понять, кто за всем стоит, нужно обратить внимание на то, кому это в результате оказалось выгодным.
Утверждается, что главным организатором является бывший командующий военно-воздушными силами Турции Акын Озтюрк. Он пришел в командование ВВС в 2013 году — после того, как в ходе операции «Кувалда» многие командиры были арестованы. Спустя два года службы, в августе 2015 года, Озтюрк ушел с поста, а сам продолжил свой срок полномочий на должности члена Высшего военного совета. Его должны были отправить на пенсию 30 августа, на очередном ежегодном съезде совета, что могло не устраивать его, и поэтому Озтюрк устроил путч. Именно он в пятницу около 10 часов вечера нажал на кнопку и дал начало всей операции с 4-й авиабазы Акынджи в Анкаре, после чего в воздух поднялись истребители F-16. В организации путча Озтюрку помогала 141-я авиаэскадрилья, командиром которой является его зять, подполковник Хакан Каракуш.
Как у наблюдателя у меня есть четкое понимание: у турецкой армии давно иссякли амбиции проводить какие-либо военные вмешательства. Говорят, что подобные авантюры вояк были вытеснены совместной работой Эрдогана и ныне его заклятого врага — исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена. СМИ, близкие к Эрдогану и аффилированные с Гюленом, поддержали судебные разбирательства — «Эргенекон», операцию «Кувалда», — в которых были замешаны высокопоставленные военные, политики и журналисты. Вскоре это дело распалось, задержанные были освобождены, но осадок остался.
Смена генералитета на лояльных военных создала уверенность у многих экспертов, что у армии уже нет никакого идеологического противостояния с властью и, самое главное, миссии гаранта светского строя государства. Военные остались просто военными. Но, возможно, в армии еще оставались нелояльные Эрдогану генералы, которые то и дело не позволяли ему войти в Сирию или вести безжалостные операции на юго-востоке страны в борьбе с сепаратистами. Поэтому этими делами занималась Специальная армия, которая, как утверждается, и спасла Эрдогана от переворота. Если это действительно была попытка переворота.
Почему «если»? Потому что все происходящее было больше похоже на какой-то плохо срежиссированный фейк. Для видимости все было сделано правильно: самолеты, танки, вертолеты, военные, захват телеканала, диктор читает послание «Совета мира на родине» (так назвала себя группа путчистов) по гостелеканалу ТРТ… Нужно понимать, что этот источник — один из примерно 70 турецких телеканалов. Также есть еще 8 новостных телеканалов, которые за все время «переворота» не были захвачены, не были выключены, Интернет работал исправно. И на этих телеканалах выступали в прямом эфире по видеосвязи экс-президент Гюль, экс-премьер Давутоглу, министр юстиции, премьер и другие. И самое главное — дважды выступал президент Эрдоган. Все они призывали народ выйти против военной хунты, заявляя, что это происки «параллельной структуры» . И призыв удался.
Выражение «параллельная структура» вошло в обиход в декабре 2013 года, сразу после того, как полицейские прошлись по адресам близких Эрдогану чиновников и арестовали их по коррупционному делу «Большая взятка». В деле были серьезные доказательства коррупционных связей министров экономики и внутренних дел с бизнесменом иранского происхождения Резы Заррабом. Министров отправили в отставку спустя восемь дней. А тогдашний премьер Турции Эрдоган назвал это расследование попыткой свергнуть власть, заявив, что все причастные к этому делу полицейские, прокуроры и судья — звенья одной цепи, члены темной силы, не желающей развития турецкого государства. Далее все, кто так или иначе был неугодным правительству, были подведены под общую гребенку «параллели».
С начала 2014 года вся полиция была преобразована, тысячи ее сотрудников были смещены, судья и прокуроры — уволены. Оппозиция была недовольна действиями правительства и не соглашалась с репрессиями Эрдогана. Но он считал, что у него было полное моральное право защищаться, и он творил, что считал нужным.
Кто бы ни был организатором переворота, ясно одно: победителем во всей этой эпопее стал Реджеп Тайип Эрдоган. Теперь у него есть очередное «полное моральное право», как это было с «Большой взяткой», проводить репрессии в рядах армии — и, судя по происходящему, не только. Оппозиция не сможет говорить что-либо — потому что это будет звучать как «поддержка путчистов». Уже по меньшей мере 8000 сотрудников полиции были отстранены от занимаемых должностей, более 100 генералов и адмиралов задержаны и около 3000 судей отстранены от занимаемых должностей. Двое судей Конституционного суда арестованы. И если с генералами хоть что-то понятно, то никто не спросит, при чем тут судьи и прокуроры. Потому что ярая толпа на улицах и толпы «диванных генералов» в Сети выказывают свою поддержку любым репрессиям правительства.
Девять моментов переворота, которые вызывают сомнение
Интернет-связь работала бесперебойно.
Все новостные телеканалы работали, там выступали министры, которые призывали выходить на улицы. По идее их в первую очередь должны были закрыть.
Ни один министр или высокопоставленный чиновник не был захвачен, а легко вещал на телеканалах через видеотелефонную связь.
В то время, когда в воздухе летали военные истребители и все знали, что Эрдоган в Мармарисе, он беспрепятственно смог долететь до Стамбула.
Нападение на отель Эрдогана было совершено после того, как он его покинул.
Списки мятежников были известны в ночь переворота, то есть до какого-либо расследования.
Вертолетчики, стрелявшие в здание разведки, не попадали в цель. Это видно на кадрах, опубликованных в интернете.
Солдаты на мосту и аэропорту не знали, для чего находятся на местах, никто им ничего не объяснял. При виде толпы они сразу сдались.
Стратегия людей, поставивших на кон свои карьеры, жизни и репутацию, оказались непродуманными, что вызывает недоумение.
Источник: МК