Очень насыщенный был вчера вечер в Турции. Еще одно решение на ряду с заменой главы ЦБ, стало выходом Анкары из Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием.
Соглашение более широко известно как «Стамбульская конвенция».
Конвенция была подготовлена в 2011 году и вступил в силу в 2014. Анкара стала первой, ратифицировавшей этот документ. Турецкий президент вчера подписал решение о выходе из конвенции.
Последние два года в турецком обществе много спорили об этой конвенции. Особо горячо обсуждали этим летом. Одни говорили, что конвенция противоречит традиционным устоям Турции, другие говорили, что важно то, что она защищает женщин. Думаю, насчет защиты женщин никто не был против, а вот то, что некоторые пункты могли также защищать права ЛГБТ, вызывали недовольство у определенной части населения.
В июле прошлого года один из главных функционеров правящей партии Турции Нуман Куртулмуш заявил, что часть общества не довольная некоторыми статьями в этой конвенции (касаемо LGBT - пдт). Однако другой функционер партии - Озлем Зенгин, заявила, что перечитывала конвенцию много раз и ничего подобного не встречала. Однако, по её словам, «Стамбульская конвенция» живет своей жизнью и вокруг неё много мифов. Она предлагала обсудить значение и суть конвенции в турецком обществе, а не просто отказываться от неё.
Между тем, турецкая оппозиционная пресса уверяет нас в том, что дочь Эрдогана и жена против отмены конвенции. Кроме того, фонд KADEM в котором дочь президента Сумея Эрдоган Байрактар является заместителем председателя, часто проводит мероприятия в рамках этой конвенции.
Один из главных противников конвенции Абдуррахман Дилипак, обозреватель газеты Yeni Akit. По его словам, конвенция – бомба замедленного действия против традиционной турецкой семьи. Он также утверждает, что никакие завоевания, военные успехи и мегапроекты не смогут затмить проблемы, которые породит эта конвенция… А вчера (интересное совпадение), в эфире азербайджанского телеканала на турецком HaberGlobal он заявил, что «Стамбульская конвенция – это заговор против Аллаха и его пророка».
Позиция Эрдогана была такова: Турция должна самостоятельно разрабатывать подобные договоры, а не использовать «переведенные тексты».
❗️Вот глава, которую называют проблемной в Турции:
4 статья, 3 пункт: Соблюдение положений настоящей Конвенции Сторонами, в частности путем принятия мер по защите прав жертв, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения, сексуальной ориентации, гендерной идентичности, возраста, состояния здоровья, инвалидности, семейного положения, статуса мигранта или беженца или по иным признакам.
Полный текст конвенции: https://rm.coe.int/168046253f
❓Почему же конвенция является проблемой для традиционной Турции? Эксперты права, поясняют, что некоторые положения, которые не имеют места в законодательстве, могут быть предоставлены со ссылкой на международные конвенции (если вы являетесь ее частью). Т.е. некоторые положения «Стамбульской конвенции» могли защищать права ЛГБТ сообщества. Пока прецедентов – или громких прецедентов - не было. Не значит, что не могло быть в будущем…