Скажу про атмосферу. По-моему, это похоже на то, что было в ночь попытки переворота. После того как стало ясно, что путч провалился.
Тогда были люди, которые были против военного свержения правительства, избранного лидера, но при этом они не были против того чтобы Эрдоган ушел. И потому на следующий день после путча, те, кто хотел его ухода, они просто молчали, не проявляя какой-либо реакции, а сторонники, которые вышли ночью поддержать своего лидера ликовали. После оглашения результатов выборов было тоже самое. Для тех, кто поддерживал Эрдогана, и для тех, кто не хотел его победы. Стало ясно, что Эрдоган не идёт на второй тур. С одной стороны, все понимали, что во втором туре-то он точно победит, но вот этот его проигрыш нужен был для морального настроя. Были фальсификации или нет. По мнению оппозиции - да. Хотя и незначительные. Возможно поэтому, лидеры оппозиции промолчали, не стали комментировать результаты. Потому что им нечего было сказать. Все было по-честному.
Оппозиция еще до выборов была уверена, что фальсификации будут, и для этого даже создала мобильное приложение, и задействовала тысячи людей на избирательных участках. Однако даже по результатом этого приложения - Adil Seçim Platformu - Эрдоган набрал более 52%. И остальные данные не сильно отличались.
Сторонники президента радовались, ликовали, противники Эрдогана расстроились. Причём очень сильно. В предвыборных речах каждый оппозиционный политик - лидер той или иной группы - подчёркивал, что это будет борьба за демократию страны. Т.е., по их мнению, это будет последняя битва, после которой турецкая демократия или проиграет, или выиграет. Турция не будет прежней.
После оглашения предварительных результатов Эрдоган заявил, что победителем этих выборов стал каждый гражданин 81-миллионной Турции.
Я всё же надеюсь, как я надеялся после митинга на Йеникапы, что Эрдоган не станет пользоваться неограниченной властью, для того чтобы становиться классическим ближневосточным диктатором. Главой страны информационной диктатуры - возможно, но не диктатором репрессирующим, подавляющим и окружённым корумпированными лизоблюдами. Тогда, два года назад, он не оправдал этих надежд. Он также говорил, что это победа каждого члена турецкого государства, но 50 тыс. человек сидят в тюрьмах, сотни тысяч чиновников, десятки тыс. военных уволены и т.д. Сейчас, возможно, с 95% долей в СМИ, с безграничной властью, Эрдоган решит балансировать, а не отчуждать тех, кто думает иначе чем он. Потому что каждый второй не согласен с Эрдоганом. Не поддерживает его курс. И они никуда не денутся. И, судя по многолетнему опыты, меняться это соотношение довольных и недовольных не будет. И с недовольными придется как-то работать.
Если говорить о российско-турецких отношениях, они будут идти в том же русле. Как никак это 52% поддержка включает и одобрение курса взятого на восток. Западу придется решить продолжать им давить на турецкого лидера при помощи эмбарго на вооружения, штрафами за уклонения от санкций в отношения Ирана, и комментариями о том, что Анкара недостаточно демократична, и нарушает права и свободы своих граждан. Или смириться и уже работать с новой Турцией, с новым Эрдоганом, который получил вотум доверия и во власти он будет оставаться еще очень долго.