Была ли операция «Щит Евфрата» успешной?

| Яшар Ниязбаев

Перед тем как говорить про то, была ли военная операция Турции «Щит Евфрата» в Сирии успешной или нет, нужно посмотреть на цифры.

Операция началась 24 августа 2016 года и продлилась 216 дней. Действиями турецкой армии и Сирийской свободной армией (ССА) от террористической группировки ИГИЛ (запрещена в РФ) были освобождены города Джараблус, Чобанбей, Дабык и Эль-Баб, а так же 243 населенных пункта. В результата боевых столкновений погибло 67 турецких военных, 427 получили ранения, 560 солдат погибло со стороны ССА. Турецкая армия уничтожила 2 тыс. 608 боевиков ИГИЛ и убила 462 членов Отрядов народной самообороны (PYD), запрещённой в Турции курдской организации. Турция совместно с ССА на данный момент контролирует 2 тыс. 225 кв км.

Анкарой была заявлена цель - провести операцию «Щит Ефрата» для освобождения территорий на севере Сирии от террористов ИГИЛ, и эта цель была достигнута. Однако территория, которую предполагалось освободить для достижения цели, была заявлена как 5 тыс. кв км. И говоря об «очистке», Турция имела ввиду также и главным образом формирования группировок сирийских курдов. Именно поэтому я не назвал итоги операции успешными. Потому что эти цели были озвучены первыми лицами страны, советниками и экспертами. Особенно, если говорить касательно запрещённой в Турции партии «Демократический союз» (PYD): «нейтрализовать» эту «угрозу» полностью не удалось. Согласно турецким экспертам, не удалось в первую очередь потому, что США взяла под защиту эту организацию и не дала продвинутся турецкой армии к своей цели. Хотя в определённой степени нужно признать: частично план - не допустить возможности объединения курдских кантонов, контролируемых PYD и её боевым крылом YPG - был выполнен.

Турция была не довольна тем, что курдские группировки разместились в Манбидже, который находится на западном берегу реки Евфрат. Это неоднократно называлось официальными представителями Турции неприемлемым шагом и угрозой нацбезопасности. И несмотря на то, что США обещали вывести курдов с этих территорий после освобождения от ИГИЛ, этого так и не произошло. Всё, что Американцы сделали - создали некую смешанную арабами и курдами организацию Сирийские демократические силы (SDF) и передали контроль ей. Что не убедило Турцию. И ещё месяц назад Анкара серьёзно обсуждала варианты передвижения на эти территории с Сирийской свободной армией. Но после того, как стало известно о передаче некоторых поселений на западе Манбиджа сирийским правительственным войскам, при содействии Российской Федерации, стало ясно, что эти планы неосуществимы.

К этому добавилась ситуация с Африном. Это самый западный и отделённый от других территорий кантон сирийских курдов, граничащий с турецкими провинциями Хатай и Килис. Представители и советники президента Турции говорили о том, что Африн должен быть следующей целью Турции, но после публикаций видеоматериалов военных инструкторов российской армии на этой территории и тут стало понятно, что это невозможно.

Учитывая, что на юг Турции нельзя (так договаривались с РФ), на восток (Манбидж – сирийские войска/PYD/США) и запад (Африн - российские военные советники/PYD) дорога закрыта, все дальнейшие возможные передвижения операции «Щит Евфрата» оказались заблокированы. Потому и пришлось турецкому руководству завершить операцию, а не потому, что цели её были «успешно» достигнуты.