Создание союза между Партией справедливости и развития (ПСР) и Партией национального движения (ПНД), названного «Народной коалицией», направлено на то, чтобы обеспечить президенту Реджепу Тайипу Эрдогану победу в первом раунде, а националистической партии - попасть в парламенте под эгидой ПСР.
Об этом пишет колумнист Hürriyet Аху Озйурт, приводя несколько примеров в поддержку своего мнения.
В первую очередь, это касается того, как будет выглядеть бюллетень для голосования. Автор отмечает, что в нём партии, состоящие в коалиции, не будут указаны как союз, а будут располагаться отдельно, и если избиратель ошибочно отметит обе из них, то голос достанется обеим. Помимо этого, проштампованные для голосования документы больше не должны быть проштампованы, а в случае необходимости власти смогут перенести урны для голосования, куда захотят. Также председателем каждой избирательной комиссии должен быть государственный служащий, выбранный правительством.
По словам Озйурт, всё это показатель того, что система специально разработана для того, чтобы оставить вне парламента прокурдскую Демократическую партию народов (ДПН). Эксперты же предполагают, что она нацелена на то, чтобы заставить Народно-республиканскую партию (НРП) вступить в союз с меньшими партиями, такими как Demokrat Parti или İyi Parti («Хорошая партия»).
Автор также приводит недавние результаты симуляции с новой предлагаемой системой профессора Таню Тосун и Гюльгюн Тосун из Университета Эге. С тем же распределением голосов, что и на парламентских выборах в ноябре 2015 года, НРП теряет 13 мест, а ДПН - одно место в пользу «Народной коалиции».
«Похоже, что со всеми трюками и ловушками, скрытыми внутри предложения "коалиции", Турция медленно движется к недемократической системе управления в стиле банановой республики. Даже официальные лица и представители избирательных комиссий не имеют представления о том, как будут учитываться голоса - если они вообще будут учитываться», - полагает эксперт.
Кроме этого, Озйурт утверждает, что возможно, система «коалиций» в первую очередь была предназначена для того, чтобы препятствовать оппозиционным избирателям прийти на выборы. Потому что главный вопрос, который, по её мнению задается избирателем это: «Для чего эта система, и будет ли учтён мой голос?»