Correctiv, Le Monde, Haaretz и El Pais рассказали о похищениях в Турции

В начале 2017 года рядом с человеком, идущим по улице в турецкой столице Анкаре, остановился чёрный фургон. Из него вышли двое мужчин, схватили прохожего, силой усадили его в машину и скрылись в неизвестном направлении. Жертва пыталась отбиться от похитителей, но они избили его, одели на голову мешок и связали.

«Я быстро понял, что нет смысла пытаться защищать себя, и что я должен был успокоиться и действовать взвешенно», – сказал человек, называющий себя Толга, во время интервью в ходе расследования, проводимого немецкой некоммерческой газетой Correctiv совместно с другими средствами массовой информации, среди которых израильский Haaretz, французская Le Monde, испанская El Pais и датская Monday Morning.

Толгу отвезли в здание и посадили в камеру. Его избивали, допрашивали, били током и угрожали изнасилованием. «Я думал, что они убьют меня», – рассказывает мужчина.

Напомним, что после неудавшейся попытки государственного переворота, предпринятой в Турции в июле 2016 года, по всей стране начали исчезать гражданские лица. На жертву обычно среди бела дня нападала пара мужчин без масок, и силой усаживали её в чёрный фургон. Видео, документы и интервью свидетельствуют о том, что за исчезновениями стоит Анкара, причём целью большинства похищений становились предполагаемые последователи исламского учёного Фетхуллаха Гюлена, сообщает Haaretz.

Добавим, что правительство Турции обвиняет Гюлена в организации попытки путча, в связи с чем турецкие власти уволили с занимаемых должностей более 100 тыс. работников государственного сектора и задержали около 50 тыс. человек, подозреваемых в причастности к данному движению.

С помощью адвокатов и правозащитников родственники Толги разыскивали его, но поиски ни к чему не привели. Они запустили кампанию в социальных сетях и обратились к международным СМИ, но им так и не удалось получить какую-либо информацию.

Согласно Haaretz, Толга и Али (ещё один человек, похищенный аналогичным образом), подвергались допросам и пыткам в закрытых учреждениях и не имели доступа к внешнему миру в течение нескольких месяцев содержания под стражей. Толга рассказал, что его камера выглядела так, как будто бы она предназначена для пыток, с оковами на стене для рук и ног, а также с инструментами и дубинками.

Их похитители требовали, чтобы они донесли на своих друзей и коллег. Они завербовали их в качестве свидетелей на предстоящих судебных процессах против Гюлена, чтобы мужчины дали показания анонимно, не раскрывая свою личность.

«Они используют анонимных свидетелей, потому что других доказательств нет. Это далеко недемократичный метод, который не применяется в правовых государствах», – отметила в ходе совместного расследования адвокат и правозащитник Эрен Кескин.

Толга сделал вид, что сотрудничает со своими похитителями, и пытки прекратились. Они призвали его «помочь государству», заверив его, что с ним будет всё в порядке. Однажды его отвезли обратно в центр Анкары и освободили. Он скрылся, а затем бежал в Европу.

«Ни я, ни моя семья так и не оправились от травмы», – сказал Толга, выступая перед журналистами в гостиничном номере в одной из западноевропейских стран, где ему предоставили убежище на основании нарушений прав человека, которые угрожали его жизни.

Эрдоган и другие официальные лица отклонили обвинения в применении пыток. В июне 2017 года турецкий парламентский комитет по правам человека сообщил BBC Turkey, что он начал расследование этих исчезновений, но прогресса в деле так и не было достигнуто.

По данным Стокгольмского центра свободы, созданного журналистами, покинувшими Турцию после попытки переворота, с 2016 года, по меньшей мере, 20 человек сообщали о таинственных похищениях учёных, преподавателей и государственных служащих.