В ближайшее время в Турции состоится референдум по переходу на президентскую форму правления. Об этом в среду, 16 ноября, заявил выступая на внутрипартийном собрании правящей Партии справедливости и развития (ПСР) в провинции Бурса турецкий вице-премьер Нуман Куртулмуш.
Вице-премьер также попросил своих одно партийцев приложить максимальные усилия, для того чтобы достичь желаемого результата. Он отметил, что для того чтобы провести референдум, ПСР потребуется поддержка, по крайней мере, 330 депутатов в парламенте, а это станет возможным только благодаря помощи ещё 13 депутатов от оппозиции, поскольку правящая партия обладает лишь 317 местами.
«По милости Божией, в ближайшее время у нас будет достаточно единомышленников. Даже может быть и больше. Во всяком случае, референдум состоится так или иначе и даст Бог, мы перейдём на президентскую систему», - сказал Куртулмуш. Подчеркнув, что до 2019 году в Турции не планируется проводить какие-либо местные или всеобщие выборы, он отметил, что ПСР непременно одержит победу по результатам этого референдума.
Ранее в октябре заместитель председателя ПСР Хаяти Языджи заявил, что правящая партия планирует вынести на обсуждение предложение о президентской системе в парламент в январе 2017 года, и что референдум может состояться уже в апреле.
Надо сказать, что на сегодняшний день в турецком парламенте занимают места 133 депутата от Народно-республиканской партии (НРП), 59 представителей прокурдской Демократической партии народов (ДПН), а также 40 парламентариев Партии националистического движения (ПНД) и один независимый депутат.
Согласно конституции Турции должность президента носит в основном протокольный характер, однако с момента своего избрания на высший государственный пост в августе 2014 года Реджеп Тайип Эрдоган выступает в качестве президента, де-факто действующего по принципу президентской формы правления. Помимо всего прочего именно Эрдоган является самым ярым сторонником перехода на президентскую систему. Тем не менее, по словам ряда аналитиков, глава турецкого государства стремиться создать свой собственный «турецкий стиль» исполнительного президентства без системы сдержек и противовесов, что свидетельствует о стремлении к установлению единоличной власти.