Волна «антизападной враждебности» и «необузданного национализма» в Турции усилила риск решительного разрыва с союзниками на Западе.
Об этом пишет Николас Данфорт, старший аналитик в Центре политики Бипартиса в статье «Турция не поворачивается к востоку она идет в одиночку» для портала War on the rocks.
Данфорт считает, что боязнь западных партнёров «потерять Турцию», постоянный рефрен, возникавший после того, как правящая Партия справедливости и развития (ПСР) пришла к власти в 2002 году, теперь опасно близка к действительности.
«Западу действительно угрожает потерять Турцию. Основу для нынешнего разлома с Западом заложили последовательные повороты Турции к Востоку, до и после арабской весны. К сожалению, эта неожиданная ситуация не предлагает Вашингтону много путей для её разрешения», - отмечает он.
Возможность краха отношений резко возросла с начала турецкой операции «Оливковая ветвь», военного вторжения в северо-западную Сирию, считает автор.
При этом, по мнению эксперта, ещё более тревожными являются угрозы президента Реджепа Тайипа Эрдогана продлить операцию в районе Манбидж, где размещён американский спецназ. Вооружённые силы США категорически отказались подчиниться требованию Эрдогана покинуть этот район, сделав военную конфронтацию между двумя союзниками по НАТО осязаемой возможностью, напоминает он.
Данфорт пишет, что несмотря на то, что этот инцидент привлёк внимание всего мира к отступлению Турции от Запада, «стратегический раскол» уходит своими корнями в различия между подходом двух сторон к геополитике на Ближнем Востоке после арабской весны 2011 года.
Но многие ближневосточные государства, как добавляет он, по-прежнему скептически относятся к турецкому влиянию в регионе. «Турецкие политики однажды использовали "неоосманизм" как положительный термин в своей попытке извлечь выгоду из исторических и религиозных связей с мусульманским миром. Теперь это проявляется чаще в риторике ближневосточных писателей и политиков, осуждающих то, что они считают турецким имперским вмешательством», - утверждает эксперт.
Однако, по мнению аналитика, «поскольку отношения Турции с восточными альтернативами не лучше союза с НАТО, Россией и Ираном, а отношения с арабскими соседями напряжены», страна будет вынуждена идти по своему одиночному пути в случае разрыва с Западом.