Встреча президентов России, Ирана и Турции подтвердила консолидированность позиций стран по урегулированию сирийского конфликта.
Такую точку зрения высказал ТАСС старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов, комментируя итоги трехстороннего саммита в Тегеране.
По его словам, саммит подтвердил «консолидированную позицию стран-гарантов астанинского формата (Россия, Иран, Турция), а также то, что те разногласия, которые были ранее между странами, преодолены». «В частности, между Россией и Турцией имелись ряд разногласий (Анкара - поддерживала ряд оппозиционных группировок, в том числе в Идлибе - прим. ТАСС), - напомнил он. - Между Ираном и РФ также были разногласия, которые касались южной зоны деэскалации, а также по присутствию иранских сил в Сирии».
«Сейчас эти ситуации сглажены. Это и есть главный итог трехсторонней встречи лидеров», - отметил эксперт.
Кроме того, обратил внимание Долгов, встреча президентов России, Ирана и Турции подтвердила консолидированность позиций «в отношении готовящейся угрозы со стороны США и их союзников начать военно-воздушную операцию в Сирии». «Это своего рода сигнал им о недопущении расчленения Сирии», - добавил он.
США увеличили число носителей крылатых ракет в ближневосточном регионе для удара по правительственным силам Сирии после планирующейся провокации с якобы применением химоружия в провинции Идлиб. 25 августа в Средиземное море вошел эсминец ВМС США с управляемым ракетным оружием «Росс» с 28 ракетами «Томагавк» на борту, радиус действия которых позволяет нанести удары по всей территории Сирии. В Персидский залив ранее прибыл американский эсминец «Салливанс» с 56 крылатыми ракетами, а на авиабазу «Эль-Удейд» в Катаре был передислоцирован стратегический бомбардировщик В-1В ВВС США с 24 крылатыми ракетами «воздух - поверхность» JASSM.
Изгнание боевиков из Идлиба
По мнению старшего научного сотрудника Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, «успехи сирийской армии будут продолжаться, в частности, это касается ситуации вокруг зоны деэскалации в северной провинции Идлиб (сохранятся последний очаг вооруженной оппозиций и запрещенные террористические группировки - прим. ТАСС)». «Однако полное искоренение очага международного терроризма - это сложный и неоднозначный вопрос, который не решить в короткий срок», - добавил он.
«Все зависит от того, насколько удастся сирийской армии при поддержке ВКС РФ, Ирана и Турции ликвидировать последний очаг радикальной оппозиции в Идлибе. Не исключаю, что может быть использован сценарий по освобождению Алеппо от боевиков», - отметил эксперт.
Идлиб - это единственный регион Сирии, который сейчас остается в руках незаконных вооруженных формирований. В 2017 году там была создана северная зона деэскалации, куда могли переместиться боевики с семьями, отказавшиеся от примирения и добровольного сложения оружия. По данным спецпосланника генсека ООН по Сирии Стаффана де Мистуры, в этом регионе находятся около 10 тысяч боевиков террористических группировок «Джебхат ан-Нусра» и «Аль-Каида» (обе запрещены в РФ). Восстановление Дамаском контроля над провинцией по сути станет концом масштабного военного противостояния в Сирии.
=========== Решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 г. исламистская группировка "Джебхат ан-Нусра" признана террористической организацией. Ее деятельность в России запрещена.
Решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 г. "Аль-Каида" признана террористической организацией. Ее деятельность в России запрещена.