Аарон Стейн, директор программы по Ближнему Востоку Института исследований внешней политики в журнале Foreign Affairs пишет, что отношение Турции к Соединённым Штатам как к дестабилизирующей силе на Ближнем Востоке отдаляет Анкару от союзника по НАТО и толкает её в объятия России.
По словам Стейна, неблагоприятное отношение Турции к Соединённым Штатам, сложившееся после начала вторжения США в Ирак в 2003 году, значительно усилилось в течение восьми лет сирийского конфликта, в ходе которого политика Вашингтона и Анкары значительно расходилась.
Планируемая покупка Турцией современной российской системы противоракетной обороны С-400 является одним из примеров того, как мало Анкара доверяет Вашингтону, отмечает учёный, несмотря на убеждение американских политиков и специалистов по национальной безопасности в том, что турецкая элита в национальной безопасности продолжает рассматривать США в качестве незаменимого союзника.
Он напоминает, что напряжённость в отношениях между Вашингтоном и Анкарой в последние месяцы обострилась из-за покупки российских С-400, которая, по мнению США, поставит под угрозу роль Турции в программе F-35 и может привести к санкциям.
«Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отказался подчиниться требованиям США, заявив, что соглашение с Россией будет выполнено. При этом он сделал политический выбор, давая понять всем, что Турция готова отказаться от теплых отношений с Вашингтоном в пользу функциональных связей с Москвой», — говорится в статье в Foreign Affairs.
Альянс между Вашингтоном и Анкарой изначально сформировался на основе общих опасений по поводу советского экспансионизма после Второй мировой войны, указывает аналитик, добавляя, что союзники по НАТО в настоящее время пытаются определить общие интересы.
«Вторжение Соединённых Штатов в Ирак в 2003 году создало вакуум власти, который частично заполнило Региональное правительство Иракского Курдистана, что вызвало беспокойство у турецкой элиты относительно вероятности раскола Турции по этническим признакам, в случае если курдское меньшинство почувствует достаточную поддержку», — подчёркивает Стейн.
Конфликт в Сирии только усугубил положение, поскольку поддерживаемые США курдские Отряды народной самообороны (YPG) стали основной силой в борьбе против ИГИЛ (запрещена в РФ) в регионе. Турция считает YPG сирийским ответвлением Рабочей партии Курдистана (РПК), вооружённой группировки, ведущей сепаратистскую войну против турецкого правительства на протяжении более 30 лет. Надо сказать, что РПК признана террористической организацией в Соединённых Штатах и Турции.
Анкара пересмотрела своё традиционное уважение к Вашингтону и по другим вопросам национальной безопасности с тех пор, как интересы двух стран в Сирии стали расходиться, считает Стейн.
По словам аналитика, интересы Турции в сирийской гражданской войне также отличаются от целей Москвы, однако динамика в Сирии объясняет, как Турция смогла уладить свои разногласия с Россией.
«Россия стала самым надёжным военным партнёром Турции в Сирии, что позволяет Анкаре возобновить ограниченные боевые действия в приграничных регионах, что помогает держать курдов под контролем, не угрожая правлению Асада», — отмечает он в статье.
Напомним, что Турция провела две трансграничные операции в Сирии, «Щит Евфрата» в августе 2016 года и «Оливковая ветвь» в январе 2018 года.
Стейн считает, что Россия выиграла от этих операций, поскольку они усиливают напряжённость в отношениях между США и Турцией, что, в свою очередь, подпитывает глобальную напряжённость.
Он заключает, что сотрудничество с Россией является наилучшим способом для Турции оказать влияние на возможное мирное урегулирование и, в конечном итоге, на недавно написанную сирийскую Конституцию, что даст Анкаре возможность нарушить планы курдов на создание автономии на северо-востоке Сирии.