«ВВС Турции возможно придётся содержать F-16 намного дольше, чем планировалось»

Аналитик Пол Иддон считает, что Турции, возможно, придется содержать свой парк истребителей F-16 намного дольше, чем планировалось, по чистой необходимости, подобно попыткам Ирана времён Шаха сохранить свои стареющие истребители F-4 в течение длительного периода.

Закупка Анкарой российских систем противоракетной обороны С-400 в 2019 году привела к исключению страны из американской программы по производству истребителей-невидимок пятого поколения F-35. С тех пор Вашингтон наложил санкции на руководство турецкого агентства по оборонным закупкам, а Конгресс США с 2018 года заморозил продажу оружия стране, напоминает он в статье для Forbes.

В совокупности эти события означают, что Турции будет весьма сложно получить помощь от Соединённых Штатов для обновления своего значительного парка стареющих F-16 или для закупки комплектующих для модернизации, утверждает автор.

Однако, по сообщениям, Анкара уже накопила запасные части до того, как были доставлены С-400, отмечает Иддон. По его словам, в ближайшие 10-15 лет необходимо будет отказаться от имеющихся на данный момент в Турции истребителей.

«Возможности Анкары приобрести истребитель пятого поколения, по крайней мере в обозримом будущем, весьма ограничены», — утверждает он. Турция может купить российские Су-57, но такой шаг вызовет ещё больший антагонизм со стороны НАТО и США, считает Иддон. По мнению аналитика, в то время как страна находится в процессе разработки собственного реактивного самолёта, начала производства TF-X не следует ожидать в течение этого десятилетия.

Он напоминает, что Иран приобрёл истребители F-14, F-4 и F-5 в 1970-х годах, во время правления последнего шаха, и планировал закупить около 300 экземпляров F-16, пока революция 1979 года не способствовала разрыву дипломатических отношений между Вашингтоном и Тегераном.

В отличие от Ирана, Турция имеет возможность производить F-16 и их различные комплектующие, добавляет аналитик. Тем временем Тегерану удалось сохранить в эксплуатации несколько F-14 спустя 40 лет, подчёркивает он.

«Возможно в 2030-х годах многие из современных турецких самолётов F-16 по-прежнему будут находиться на передовой, оснащённые местными турецкими запчастями и системами вооружения», — предполагает Иддон.

В конечном итоге Турция может рискнуть и купить у России самолёты Су-35, но даже при таком сценарии данный летательный аппарат станет лишь дополнением к F-16, а не полной заменой, заключает аналитик.