Европейский союз заморозил планы по внесению в чёрный список высокопоставленных руководителей Турецкой государственной нефтяной корпорации (TPAO), заявили четыре европейских дипломата, пишет Hurriyet.
В статье указывает, что это является самым явным признаком того, что дипломатия Анкары в этом году приносит свои плоды.
Лидеры ЕС в декабре предложили заморозить активы и запретить поездки в связи с «несанкционированной буровой деятельностью» Турции по добыче природного газа в спорных водах Восточного Средиземноморья, хотя и не указали конкретных лиц, уточняет издание.
Но более конструктивный тон Эрдогана в этом году, поддержка канцлером Германии Ангелой Меркель более примирительного подхода и первые за пять лет прямые переговоры между Турцией и Грецией — всё это помогло изменить дипломатическое настроение, отмечается в статье.
Новая администрация президента США Джо Байдена также призвала Брюссель не вводить санкции в то время, когда Турция, союзник НАТО и страна-кандидат в ЕС, кажется более склонной к компромиссу, заявили европейские и американские дипломаты.
«Работа по дополнению чёрного списка турецких граждан остановлена, и речь не идёт об экономических санкциях, больше нет», — сказал один дипломат ЕС.
Второй дипломат ЕС добавил, что работа «никогда по-настоящему не велась», а третий сказал, что «дипломатический путь становится приоритетным». Внешнеполитическая служба ЕС отказалась от комментариев, отмечает Hurriyet.
Дипломаты говорят, что видеоконференция между Эрдоганом и главой Еврокомиссии 9 января, а затем личные переговоры министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу с главой внешнеполитического ведомства ЕС и отдельно с генеральным секретарем НАТО ознаменовали перемены в дипломатии республики.
Издание напоминает, что в феврале 2020 года ЕС внёс в чёрный список двух руководителей TPAO, включая вице-президента Мехмета Ферруха Акалина. После декабрьского решения лидеров ЕС блок был настроен ввести санкции против большего числа членов правления, включая председателя TPAO Мелиха Хана Билгина, сказал четвёртый дипломат ЕС.
Анкара отрицает какие-либо нарушения и считает предлагаемые санкции предвзятыми и несправедливыми.
Вместе с тем, издание отмечает, что требование турецкого прокурора запретить прокурдскую Демократическую партию народов (ДПН) вряд ли возродит какие-либо разговоры о санкциях, хотя это может обсуждаться ЕС, добавил один из дипломатов.
Министр иностранных дел республики Мевлют Чавушоглу заявил в этом месяце, что изменение тона было искренним и что Анкара хочет, чтобы ЕС ответил взаимностью. «Мы сосредоточены на этом <...> как мы можем работать вместе», — сказал глава турецкой дипломатии.
Анкара хочет прогресса в вопросе о праве турок на безвизовый въезд в ЕС, модернизации своего торгового соглашения и признании своих претензий на углеводороды со своего морского шельфа. Ожидается также, что ЕС предоставит новые средства с 2022 года для 4 млн беженцев, которых принимает Турция.
Однако более тёплое настроение не означает, что что-то было решено, заявили дипломаты ЕС, добавив, что Турция должна достичь необходимых целей, чтобы добиться прогресса в своей давно зашедшей в тупик заявке на членство в ЕС.