Проект турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана канал Стамбул вызывает у России беспокойство по поводу нового маршрута, который она предоставит западным военным кораблям во время конфликта, пишет аналитик Цви Барэль.
Россия, Брюссель и страны, граничащие с Чёрным морем, обеспокоены тем, что проект канала даст Турции исключительные полномочия по управлению движением и грузами, проходящими через эти воды, а также разрешит проход военных кораблей из Средиземного моря в Черное, указывает он в статье для Haaretz.
Этот проект, который в течение многих лет отстаивал Эрдоган, соединит Чёрное море к северу от Стамбула с Мраморным морем к югу и, по оценкам, будет стоить 9,2 млрд долларов, напоминает автор.
В прошлом месяце Турция одобрила планы развития проекта канала, что открыло дебаты по поводу Конвенции Монтрё 1936 года, гарантирующей свободный проход через проливы Босфор и Дарданеллы гражданских судов как в мирное, так и в военное время.
Этот проект, по-видимому, является хорошей новостью для Соединённых Штатов, считает Барэль, поскольку они смогут отправить свои военные корабли в Чёрное море, в случае военного конфликта с Россией.
Но «Вашингтону, несомненно, придётся пойти на серьёзные уступки Турции, например отказаться от своей кампании против приобретения Турцией у Москвы зенитных комплексов С-400», добавляет журналист.
Планы по этому проекту появились, когда «Турция переживает один из худших экономических кризисов за последнее поколение и сталкивается с четвёртой волной коронавируса, которая в среднем составляет более 56 тыс. новых случаев заболевания в день», пишет аналитик.
По словам Барэля, турецкий президент использует этот проект, чтобы показать своё «стремление превратить Турцию в региональную державу, которая сделает зависимыми от неё как Россию, так и Соединённые Штаты».
Автор указывает, что Эрдоган сейчас борется с нехваткой вакцины COVID-19 и неудачами в её распространении на фоне резкого роста заболеваемости, поскольку Анкара пообещала отправить 150 тыс. доз в раздираемую войной Ливию.
«Все эти проблемы должны волшебным образом исчезнуть в водах Стамбульского канала», — заключает Барэль.