Верховный суд Турции во вторник передал дело о закрытии Демократической партии народов (ДПН) докладчику, сделав еще один шаг к процессу потенциального роспуска второй по величине оппозиционной партии в стране в преддверии решающих выборов в мае.
Это произошло после того, как на прошлой неделе ДПН объявила, что не будет выступать с устной защитой в Конституционном суде, который отклонил ходатайство партии об отсрочке судебного разбирательства до окончания президентских и парламентских выборов, запланированных на 14 мая. Большая палата Конституционного суда, рассмотревшего во вторник ходатайство партии, постановила, что партия отказалась от права на устную защиту, и передал дело докладчику суда. Как только доклад будет готов, председатель Конституционного суда Зухту Арслан назначит дату заседаний для вынесения вердикта.
Хотя пока неясно, примет ли суд решение о закрытии до выборов, ДПН уже проявила бдительность, решив участвовать в голосовании под эгидой Партии зеленых левых, родственной ей партии, имеющей аналогичный флаг и почти идентичный логотип.
«Мы не будем вступать в избирательный процесс из-за риска закрытия, даже если есть хоть один шанс на тысячу», — заявил сопредседатель ДПН Митхат Санджар, объявив о своем решении на прошлой неделе.
На выборах 2018 года ДПН набрала 11,7% (примерно 6 млн) голосов и имеет 56 мест в парламенте, состоящем из 600 человек. На юго-востоке, который является оплотом партии, её поддержала половина электората, а в Диярбакыре, крупнейшем городе региона, за ДПН проголосовали свыше 65%.
Первин Булдан, другой сопредседатель партии, сказала в ходе выступления перед парламентской группой партии, что надеется удвоить количество их мест в парламенте до более чем 100.
«Мы останемся в парламенте. Мы сопротивлялись и будем продолжим наше дело без страха», - подчеркнула она.
В список кандидатов от зеленых левых входят Санджар и Булдан. Однако некоторые видные деятели в партии, такие как ее пресс-секретарь по иностранным делам Хисыяр Озой, не вошли в списки из-за внутреннего правила партии не выдвигать одних и тех же кандидатов на третий срок. По той же причине там нет и Гаро Пайлана, единственного армянского депутата в партии. В нынешнем списке нет никого из армянской общины, что вызвало тревогу у немусульманских меньшинств. В новый список, в котором высок процент женщин, вошли такие известные имена, как журналист и писатель Хасан Джемаль и Дженгиз Кандар, всемирно известный эксперт по Ближнему Востоку, часто сотрудничавший с Al-Monitor. Сирри Сурейя Ондер, бывший депутат ДПН и кандидат от партии на пост мэра Стамбула на местных выборах 2014 года, также находится в списке.
Партия объявила, что не будет выдвигать кандидата в президенты, молчаливо поддержав лидера основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Кемаля Кылычдароглу, заявив о своей «исторической ответственности выступить против единоличного правления [Эрдогана]». Это заявление прозвучало после визита Кылычдароглу к лидерам ДПН. Селахаттин Демирташ, находящийся в заключении бывший сопредседатель ДПН, который до сих пор имеет влияние на курдских избирателей, сказал, что Кылычдароглу «продемонстрировал искреннее стремление к переменам и демократии». В интервью Financial Times Демирташ пояснил, что курды «ценят общего кандидата в президенты от оппозиции» и «надеются» на кампанию Кылычдароглу, но они посмотрят, как пойдут дела, прежде чем сделать выбор.
Партия, играющая ключевую роль в двойных выборах и послевыборном парламентском балансе, борется за свое политическое существование с 2021 года. В обвинительном заключении на 843 страницах прокурор Кассационного суда Бекир Шахин обвинил партию и многих из её членов в деятельности, противоречащей «неотъемлемой целостности государства с его территорией и народом» и укреплении связи с Рабочей партией Курдистана (РПК). Напомним, что РПК признана террористической организацией в Турции, США и Европейском союзе. Шахин требует закрытия ДПН и пятилетнего политического запрета на занятие политической деятельностью в отношении 451 члена партии. ДПН отрицает какую-либо связь с РПК.
Между тем Конституционный суд в январе принял решение заморозить банковские счета партии, на которые она получает средства из Казначейства, как и все партии, преодолевшие избирательный порог. Но через два месяца после обращения партии суд разморозил счета.
Чтобы закрыть партию, «за» должны проголосовать 10 из 15 судей коллегии. В случае закрытия ДПН присоединится к списку семи прокурдских партий, запрещенных или самораспущенных с 1990 года.
«Дело о закрытии нашей партии было инициировано по политическим мотивам и продолжилось с политическим вмешательством. Все наши ходатайства об отсрочке слушаний на дату после выборов были отклонены КС без обоснования», — говорится в петиции ДПН, где объясняется, что партия не выступит с устной защитой 11 апреля, а Конституционный суд обвиняется во вмешательстве в «свободные и честные выборы» в Турции.
«Закрытие ДПН было бы нарушением права на свободу выражения мнений и ассоциации и серьезно подорвало бы способность людей в Турции принимать участие в ведении государственных дел. Генеральный прокурор Кассационного суда должен отозвать иск против ДПН, особенно в свете постановлений Европейского суда по правам человека в предыдущих делах, где суд установил нарушения права на ассоциации из-за аналогичных обстоятельств в делах политических партий, которые турецкие власти закрыли», — заявила Amnesty International во вторник.