Возвращение к традиционной экономической политике является ключевым предвыборным обещанием оппозиционного блока Турции.
Однако колоссальный ущерб от февральских землетрясений значительно усложнит ее задачу в случае победы на президентских и парламентских выборах 14 мая.
Экономические потрясения в Турции являются главным вопросом на предвыборной повестке шестипартийной Национальной коалиции, которая намерена бросить самый серьезный вызов президенту Реджепу Тайипу Эрдогану и его Партии справедливости и развития (ПСР), находящейся у власти в течение двух десятилетий. Кемаль Кылычдароглу, лидер основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП), является совместным кандидатом в президенты от коалиции, в которую входят разочаровавшиеся бывшие соратники Эрдогана, в том числе Али Бабаджан, руководивший экономикой в период ее расцвета при ПСР и пользующийся большим уважением среди иностранных инвесторов.
Оппозиция возлагает вину за экономические беды Турции на опрометчивую политику правительства, особенно после того, как Эрдоган расширил свои полномочия в 2018 году в рамках президентской формы правления. Вопреки общепринятой теории Эрдоган утверждает, что высокие процентные ставки вызывают высокую инфляцию, и настаивает на том, чтобы Центральный банк снизил учетную ставку, несмотря на стремительный рост цен. Банк провел серию снижений с сентября 2021 года, что спровоцировало падение валюты и безудержную инфляцию, достигшую пика в 85,5% в октябре 2022 года.
Международное кредитно-рейтинговое агентство S&P на прошлой неделе изменило прогноз по Турции со «стабильного» на «негативный», сославшись на факторы нестабильности, связанные с низкими процентными ставками в стране, затратами на ликвидацию последствий землетрясения и неконтролируемой инфляцией.
Годовая инфляция потребительских цен, составившая в марте 50,5%, в этом году снижалась, в основном из-за положительного эффекта базы, но ежемесячный рост цен продолжился со скоростью не менее 2%.
Дефицит счета текущих операций Турции, или дефицит иностранной валюты, в прошлом году достиг почти 50 млрд долларов США, что составляет более 5,5% валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Дефицит был профинансирован в основном за счет притока иностранной валюты неизвестного происхождения, что подчеркивает, насколько острой стала потребность Турции в иностранных инвестициях.
Между тем, согласно официальным данным, в прошлом году дефицит бюджета достиг почти 2% ВВП, и прогнозировалось, что он увеличится до 3,7% ВВП в 2023 году. Однако теперь ожидается увеличение государственных расходов и снижение налоговых поступлений после землетрясений 6 февраля, что по мнению некоторых экспертов, еще больше увеличит разрыв — по крайней мере, до 6% ВВП.
Оппозиционная коалиция в январе сделала инфляцию приоритетной проблемой, пообещав довести ее до однозначных значений за два года. Оппозиция также пообещала восстановить независимость Центрального банка и его главную обязанность по обеспечению ценовой стабильности, а также привести процентные ставки в соответствие с рыночными реалиями. Коалиция обязалась оживить сельскохозяйственный сектор Турции перед лицом тревожной инфляции на продукты питания, которая в марте подскочила до 68%.
Среди других важных обещаний следует отметить устранение неравенства в доходах страны и стимулирование промышленности и туристического сектора, увеличение доходов в твердой валюте и сокращение дефицита счета текущих операций.
Шесть партий договорились отменить президентскую систему Турции, которая была введена в 2018 году и сегодня считается единоличным режимом Эрдогана. Они обещают вернуться к парламентской демократии с усиленными гарантиями, где соблюдение верховенства права, прозрачность и подотчетность могут еще больше оживить поток иностранных инвестиций в Турцию.
Блок обещает, что экономический рост в среднем составит не менее 5% в течение пяти лет, а ВВП на душу населения увеличится как минимум вдвое и достигнет около 18 тыс. долларов США. Это повлечет за собой создание не менее 5 млн новых рабочих мест и существенно снизит 10-процентный уровень безработицы.
Таким образом, оппозиция предвещает экономику, которая руководствуется традиционной политикой и интегрирована с западной экономикой, а также обещает возродить заявку Турции на вступление в Европейский Союз.
Тем не менее, эти планы уже нужно пересмотреть из-за землетрясения, которое унесло более 50 тыс. жизней и разрушило или серьезно повредило 650 тыс. домов и предприятий. Ориентировочная стоимость реконструкции колеблется от 100 до 150 млрд долларов США.
Более того, стихийное бедствие вновь вызвало тревогу в Стамбуле, самом густонаселенном городе и экономическом центре Турции, где, по прогнозам ученых, в ближайшем будущем может произойти сильное землетрясение. В мегаполисе с некачественной застройкой подготовка к такому мероприятию — затратная задача, хотя сумму необходимых средств чиновники пока не озвучивают.
Восстановление после землетрясения и минимизация рисков в ходе будущих толчков обязательно будут доминировать на повестке дня Турции, независимо от того, кто будет управлять страной в следующие пять лет. В Национальной коалиции высокопоставленные чиновники-экономисты признают, что им необходимо соответствующим образом пересмотреть свое экономическое видение. В интервью Al-Monitor Ибрахим Джанакджи из Партии демократии и прогресса и Бильге Йылмаз из «Хорошей партии» признали, что предполагаемый рост государственных расходов, связанных с землетрясением, и средства их финансирования — будь то налоги или займы — внесут изменения в любое экономическое планирование.
Кто бы ни победил на выборах, новое правительство столкнется с различными задачами, связанными с землетрясением, главными из которых являются восстановление разрушенных районов и минимизация риска обрушения ветхих зданий в других районах, подверженных землетрясениям.